Интересные проекты для детей старшего дошкольного возраста. Проект для детей старшего дошкольного возраста "интересный мир профессий". В стране русских народных музыкальных инструментов

01.03.2024

1 часть. Актуальность проекта:

Состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем нашего общества, в том числе и нашего ДОУ. Задачи сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, совершенствования их физического развития являются основой Программы оздоровления детей в ДОУ.
По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей третьей группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

2 часть. Определение предмета исследования:

«Береги здоровье смолоду» — гласит народная пословица. Формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях. С этой проблемой сталкиваемся ежегодно в дошкольном учреждении: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т.д. Главная идея работы по формированию у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни заключается в том, что для достижения гармонии с природой, с самим собой и обществом человеку необходимо заботиться о своём здоровье с детства. Ведь здоровье рассматривается как гармоничное состояние организма (физическое, психическое, социальное — благополучие), которое позволяет человеку быть активным в своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков к здоровому образу жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

3 часть. Формулировка проблемы.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми.
Сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.

4 часть. Выдвижение гипотезы.

Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Для обеспечения здоровья важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и лечебно – профилактическая работа, закаливание, выполнение гигиены режима.
В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Будь здоров!» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.

5 часть. Проверка гипотезы.

Родительская семья – это важнейший институт формирования здорового образа жизни. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Активное использование педагогами разнообразных, прежде всего нетрадиционных форм работы с родителями позволит успешно решать задачи формирования здорового образа жизни, будет способствовать уменьшению заболеваний.

Цель проекта: формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья, повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. Расширять представления о здоровье, его ценности
2. Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий
3. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни
4. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
5. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
6. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми
7. Установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме укрепления физического и психического здоровья детей.

Тип проекта:
По продолжительности: краткосрочный
По направлению деятельности: познавательно — речевой, информационный, практико-ориентированный с элементами деятельности направленной на укрепление здоровья.

Участники проекта: дети старшей группы «Непоседы»(5-6 лет) , воспитатель, родители

Длительность: 1 неделя (краткосрочный)

Ожидаемый результат:
-организация содержательной здоровье сберегающей развивающей среды в группе;
-снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
-сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;
-активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей

Этапы реализации проекта

I.Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта:
— постановка целей и задач
— создание условий для реализации проекта
— подбор познавательной, художественной литературы
— проведение бесед
— подготовка атрибутов для игр, занятий

II. Основной (практический этап)
— реализация основных видов деятельности по проекту

понедельник

Беседа: Беседа «Как поддержать здоровье в весенний период»
Рассматривание фотоальбомов, фотографий, открыток о правилах поведения на улице, о весенней одежде
Чтение пословиц и поговорок о здоровье
Д/И: «Малыши- крепыши», «Кто быстрее соберёт урожай»
НОД . Познание Тема: «Глаза — главные помощники человека»

вторник

Беседа: «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу»
НОД. Лепка «Полезные и не полезные продукты»
Сюжетно-ролевая игра: «Семья покупает полезные продукты»
Просмотр презентации «Витамины и микроэлементы»
Разучивание стихов: «Где живут витамины?» С. Лосева
Д/И: «Чудесный мешочек», «Поварята», «Где растёт каша»
Консультация для родителей «Как вырастить здорового малыша»

среда

Беседа: «Беседа о здоровье, о чистоте», решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
Утренняя гимнастика
НОД. Рисование «Мойдодыр»
Просмотр анимационного фильма «Микрополис»
Чтение сказки Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки» ЮНИСЕФ, 2009
Сюжетно-ролевая игра «Спортивная база «Долина здоровья»

четверг

Беседа: «Спорт-залог здоровья»
Сюжетно-ролевая игра: «Фитнес клуб»
Просматривание презентации «Секреты здоровья»
Разучивание стихов: «Лёгкая атлетика» В. Пахомов
Просмотр презентации: «Чистим зубы правильно»
П/И: «Делай как я», «Сила мяча»
Консультация для родителей: «Хорошо быть здоровыми»

пятница

Прослушивание аудиозаписей: песни о спорте, о здоровье
Просматривание презентации: «Рассуждалки» (дети о здоровье, о правильном питании)
Д/И: «Спортивные игры», «Полезно — вредно», «Спортивная угадай-ка»
Выставка рисунков: «Спорт, спорт, спорт» (см. приложение № 18)
Фото отчёт по работе в группе и с родителями

III. Заключительный этап

подведение итогов проекта
— организация выставки «Спорт, спорт, спорт»
— подготовить фото отчёт о проделанной работе
— подготовить клип для родителей о здоровом образе жизни

6 часть. Результаты проекта

Проект «Будь здоров» длился одну неделю.
Во время работы над проектом дети ставили перед собой следующие цели и задачи:
Что мы знаем:
— Здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но ещё он следит за своим здоровьем.
— Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать.
— Еда бывает вкусная и не вкусная.
— Чтобы укрепить и сохранить здоровье, надо заниматься спортом, физкультурой, закаляться, соблюдать режим, гулять на свежем воздухе.
— Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть.
— Вредные микробы убивают здоровье, а «добрые» помогают не болеть.
Что мы хотим узнать:
— Почему мы не болеем всё время?
— Как можно защититься от болезней?
— Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?
— Для чего нужно поддерживать полезные микробы?
— Какая пища бывает самая полезная?
— Что нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?
Как мы будем познавать:
— спросим у родителей;
— посмотрим в энциклопедиях, в книгах, в журналах, в интернете;
— посмотрим видеофильмы, презентации, мультфильмы
— спросим у врача, у друзей, знакомых;
— сходим с родителями в аптеку, поликлинику, магазин;
— сходим на экскурсию в медицинский кабинет, пищеблок
Ресурсы:
— рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением полезных и вредных продуктов, видов спорта
— чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, поговорок, загадок о спорте, полезных и вредных привычках, о продуктах питания
— беседы на темы проекта
— прослушивание и исполнение песен по теме проекта
— просматривание презентаций по теме проекта
— просматривание мультфильмов про микробов
Материальные:
— фотоальбомы, энциклопедии, книги (дети приносили из дома)
— художественная литература
— изо- материалы для творчества детей, строительный материал
— аудиозапись детских песенок
— видеозапись мультфильма
— атрибуты для настольных игр, дидактических, сюжетно-ролевых и игр- драматизаций
— настольный театр
Трудовые:
-подбор информации и оформление материалов по теме проекта
— аппликация, лепка, рисование
Игровые:
— Дидактические игры
— Подвижные игры
— Сюжетно-ролевые игры

Использованная литература:

1. Т. С. Никанорова, Е.М. Сергиенко «Здоровячок» система оздоровления дошкольников 2007 г.
2. Е.И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет» 2009 г.
3. С.Е. Шукшина «Я и моё тело» 2004 г.
4. Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская «Игры, которые лечат» 2008 г.
5. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» 2010 г.
6. Вахрушев А.А. Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников»,2003 г.
7. Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3-6 лет »
8. Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет» Москва, 2009г.
9. Материалы из интернета

В качестве результата работы над проектом рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здорового стиля поведения понимается- общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
Поэтому своей целью работы над проектом поставила повысить эффективность здоровье ориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теории и практики и практического формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используется методический прием: слушание сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки и сказкотерапии.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные стенды, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, спортивные семейные эстафеты, мультимедийные презентации. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (МБДОУ д/с № 29)

143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар д. 15

Педагогический проект

«В мире сказок».

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Юсупова Х.Х.

воспитатель группы

г. Красногорск, Московская область

2017г.

Педагогический проект

«В мире сказок»

для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Со сказками все дружат,

И сказки дружат с каждым

Они необходимы,

Как солнышка привет

Кто любит слушать сказки

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А может быть и нет.

Разработала: воспитатель

Юсупова Х.Х.

Красногорск

2017г.

Основание проекта

Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект «В мире сказок». В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое».

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.

Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.

Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Информационная карта

Цели: обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).

Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Продолжать формировать книжный уголок: новинками литературы, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видеозаписями, тематическими альбомами, речевым материалом.

Закрепить и расширить знания детей о сказках;

Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;

Способствовать поддержанию традиции семейного чтения;

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группах, воспитатели.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 1 месяц.

Ожидаемый результат:

Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;

Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;

Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.

Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.

Этапы работы:

1 этап - подготовительный

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2 этап – основной

Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

3 этап - итоговый

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План – схема реализации проекта

Работа с детьми

1.1 Цикл тематических занятий:

  • Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад»
  • Конспект занятия «Викторина по сказкам»
  • Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • Рисование акварелью к сказке «Три медведя», «Героев любимых сказочных героев»
  • Объёмная аппликация «Кувшинка» к сказке "Дюймовочка".
  • Отрывная аппликация к сказке «Царевна лягушка»
  • Конспект НОД лепка сказочных персонажей из сказки "Дюймовочка".
  • Беседа «По страницам сказок»
  • Конструирование «Теремок»

1.2 Чтение сказок:

  • Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Андерсен Г. X. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Новый наряд короля. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди. Родари Д. Приключения Чиполлино., Братья Гримм. Горшочек каши. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. .Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» В. Катаев «Цветик-семицветик
  • Загадывание загадок о сказочных героях.

1.3 Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

1.4 Просмотр мультфильмов по теме.

1.5 Театрализация сказки «Три медведя».

1.6 Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Бременские музыканты», «Мороз Иванович», «Гадкий утенок».

1.7 Включение дидактических игр в режимные моменты:

  • «Разрезные картинки»,
  • «Составь портрет сказочного героя»,
  • Кубики «собери картинку» по сказкам,
  • Собрать картинку-пазл со сказочными героями.

1.8 Сюжетно-ролевая игра «Театр» по русской народной сказке «Три медведя»

1.9 Творческая мастерская:

  • Предложить детям раскраски на тему сказки;
  • Предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме.

Программно-методическое обеспечение

  1. Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
  2. Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка».
  3. Подбор иллюстративного материала художников к сказкам

Создание организационно – педагогических условий

  1. Оформление «Уголка книги»
  2. Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов.

Исследовательский проект в ДОУ

Вид проекта - Исследовательско-творческий
Участники - Воспитатель, Дети, Родители
Продолжительность - средней продолжительности

Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Цель:
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.

Ожидаемый результат:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

1этап- Организационно – диагностический

Формы работы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Мониторинг на начало учебного года
3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
4. Подборка опытов с описанием проведения.
5. Организация предметно – развивающей среды.

2 этап- Формирующий

Формы работы:
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием).

2. Работа с детьми:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

3. Работа с родителями:
Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

3 этап- заключительный

Формы работы:
1. Мониторинг на конец учебного года
2. Сравнительный анализ результатов
3. Перспективы

Перспективный план работы с детьми:

Тема: Вода
1. «Какие свойства»
2. «Помощница- вода», «Умная галка»
3. «Круговорот воды»
4. «Водяной фильтр»

Тема: Давление воды
1. «Пульверизатор»
2. «Давление воды»
3. «Водяная мельница»
4. «Подводная лодка»

Тема: Воздух
1. «Упрямый воздух»
2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»
3. «Свечка в банке»
4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»

Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.
1. «Почему всё падает на землю»
2. «Как увидеть притяжение»
3. «Как распространяется звук»
4 «Волшебные превращения»
5. «Твёрдые и жидкие»

Тема: Превращения
Свойства материалов
1. «Смешение цветов»
2. «Исчезающая монета»
3. «Цветной песок»
4. «Соломинка- флейта»
5. «Мир бумаги»
6. «Мир ткани»

Тема: Живая природа
1. «Есть ли у растений органы дыхания»
2. «Что у нас под ногами»
3. «Почему говорят «Как с гуся вода»
4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»

Перспективный план работы с родителями
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой.
Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии
Беседа: «Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.

Консультация: «Игра или экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Консультация для родителей


Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»
«Бумажная страна»
Памятка
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы».
Домашнее задание на зимние каникулы: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).


Перспективы
Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
Пополнять предметно – развивающую среду;
Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
2. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
4. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
7. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
8. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

Приложение 1

Консультации для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

ПРОЕКТ

«ЧУДЕСНАЯ БУМАГА»


МАДОУ Центр развития ребенка –

«Детский сад №20 «Дружный хоровод»

воспитатель: Сафонова Юлия Геннадьевна

Проект «Чудесная бумага»

(для детей старшего дошкольного возраста).

Актуальность.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельность в применение полученные знаний в доступной практической действительности.

Из наблюдений в повседневной жизни ДОУ мы видим, что интерес к аппликации проявляется у детей уже начиная с младшего дошкольного возраста, а в старшем - приобретает более устойчивый характер.

Необходимость создания данного проекта была продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Реализуя образовательную программу «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой), мы пришли к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, ее разновидностью, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует. Так же мы считаем, что необходимо развивать и поддерживать интерес к бумаге в ДОУ.

Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами, приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы, активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.

Мы считаем, что большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе техника торцевания.

Проблема: низкий уровень знаний и уменийу детей использования различных видов бумаги в художественном творчестве.

Обоснование проблемы:

Недостаточность сведений у детей о видах бумаги и способах ее применения,

Мало практики у детей работы с бумагойвнетрадиционной техники, например «торцевание».

Отсутствие знаний и умений родителей заниматься творчеством с детьми.

Цель: показать детям новые способы работы с бумагой способом торцевания.

Задачи:

Образовательные :

- Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях.

Открыть новые художественные возможности бумаги на примере метода торцевания.

Упражнять приемам торцевания на разных основах (картоне, пластилине).

Развивающие :

- Развивать творческое воображение, понимание того, что приемы работы зависят от свойств материала, мелкую моторику рук путем формирования навыков работы с гофрированной бумагой, выкройкой, пластилином, ножницами, клеем; сенсорную сферу.

Ф ормировать потребность в создании собственной поделки, картины.

Воспитательные :

- Воспитывать бережное отношение к оборудованию, к экономному использованию материала, творческое отношение к заданию и интерес к совместной деятельности.

Прививать аккуратность в работе.

Образовательные области:

В ходе проекта задействована интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Проект долгосрочный, творческий.

Основные этапы реализации проекта

    Подготовительный этап

    Привлечение детей к данной теме.

    Сбор и систематизация материала.

    Создание условий для детского творчества:

Книжный уголок: внесение альбома для рассматривания «Поделки в технике торцевания», книги и иллюстрации о цветах, животных;

Изоуголок: материалы и инструменты для выполнения в техники торцевания (гофрированная бумага и салфетки (разного цвета), стержни, клей, основа для поделок);

    Составление тематического планирования.

    Анкетирование родителей.

    Познавательный этап.

Час вопросов и ответов.

Цель: познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности.

Презентация «Откуда пришла бумага, как ее производят»

Цель : развивать интерес к истории создания бумаги.

Игра- эксперимент:«Какая бумага не подходит для торцевания?»

Цель: определить, какая бумага больше подходит для накручивания на стержень развивать внимание, мышление.

Д/игра «Определи на ощупь» .

Цель: учить определять вид бумаги на ощупь.

НОД «Путешествие в бумажную страну».

Цель : расширять знания детей о бумаге, ее назначении, о предметах и поделках из бумаги.

Опыт «Разная бумага - разные свойства!»

Цель: уточнить и углубить знания свойств бумаги.

Упражнение«Подбери цвет по цифре»

Цель: учитьдетей подбирать цвет бумаги в соответствии с данной цифрой, развивать внимание.

    Практический этап.

Изготовление работ в технике торцевания:

Совместная деятельность

Цель: Изготовление работ в техники торцевания на выставки

Индивидуальная работа

Цель: Упражнять в детализации техники торцевания при изготовлении работ

Самостоятельная работа (трафарет- образ, трафарет – фигура)

Цель: придумать и реализовать самостоятельно работу в технике торцевание для выставок

    Заключительный этап.

Презентация материалов проекта.

Выставка поделок.

Создание коллективной работы по сказки «Репка».

Выставка совместного детского творчества с родителями.

Вывод: большинство детей проявляют интерес к изготовлению поделок в технике торцевания, освоили особенности данной техники, научились действовать в соответствии с замыслом, проявляют желание самостоятельно придумывать и изготавливать поделки, овладели умением выстраивать композицию.

Организация деятельности с родителями.

Беседы «Работа с бумагой помогает ребенку развиваться»

«Развитие тонких движений рук»

Консультации «Влияние техники торцевания на развитие мелкой моторики дошкольников» «Роль мелкой моторики в развитии детей»

Практические задания : «Изготовление поделок совместно с детьми дома».

Механизмы и условия реализации проекта

    Составлен перспективный план цикл мероприятий по работе с бумагой.

    Материально- техническое обеспечение:

    гофрированная бумага разного цвета,

    ножницы,

    стержни от ручек,

    альбом «Виды бумаги»,

    поделки из бумаги; поделки, изготовленные в технике торцевания,

    фотографии или картинки цветов, животных и др.

    иллюстрации к русским нар.сказкам,

    клей,

    основа для поделок (картон, пластилин),

    шаблоны, трафареты,

    дидактические игры.

Риски проекта

Слабое развитие мелкой моторики,

Недостаточные навыки у детей по скручиванию бумаги с помощью стержня,

Отсутствие материальной базы, необходимого изобразительного материала.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Сформированные знания у детей о разных видах бумаги

Освоение детьми основ техники торцевания

Умеют действовать в соответствии с замыслом

Самостоятельно изготавливать поделки

Созданы условия для развития творческих способностей у детей

Владеют умением выстраивать композицию.

Для родителей:

Повышаетсякомпетентностьввопросаххудожественной деятельности детей в детском саду.

Оценка результатов проекта

- организована выставка работ детей

Отзывы родителей

Перспективный план цикл мероприятий по работе с бумагой.

сентябрь

тема

задачи

1. «Волшебные свойства бумаги»

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

2. «Знакомство с техникой торцевания»

Познакомить с техникой торцевания из гофрированной бумаги, учить скручивать заготовку (квадрат) с помощью стержня. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие.

3, 4. «Одуванчик»

Учить создавать композицию техникой торцевания.Развивать творчество.

октябрь

1,2. «Яркий коврик»

Продолжать учить создавать композицию с помощью торцевания. Развивать умение сочетать бумагу по цвету; воспитывать аккуратность при работе с клеем, трубочкой (пастой для ручки).

2.«Осеннее дерево»

Совершенствовать навыки работы способом торцевания,развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

3,4. «Осенний лес»

(работа группами)

Повышать интерес детей к изготовлению поделок из гофрированной бумаги, учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, развивать творчество.

ноябрь

1.«Сердечко для мамочки» .

(коллективная работа)

Познакомить детей с новым способом использования гофрированной бумаги. Учить делать розы из гофрированной бумаги, равномерно располагать цветы на поверхности,развивать аккуратность.

2.»Подарок любимой мамочки»

(цветок на тарелочке)

Познакомить детей с новым способом работы с гофрированной бумагой путем скатывания шариков

3,4.«Фиалки»

(коллективная работа)

Продолжать учить создать поделки из гофрированной бумаги, упражнять в умении подбирать цветовую гамму в соответствии с образцом-рисунком, развивать творчество.

декабрь

1. «Снеговичок»

Повышать интерес детей к работе с бумагой; развивать воображение; воспитывать усидчивость, аккуратность

2.«Елочка» (коллективная работа)

Создать радостное, праздничное настроение; развивать у детей фантазию, творческое воображение, воспитывать усидчивость, аккуратность.

3,4.«Скоро Новый год!» (коллективная работа)

Формировать интерес к составлению композиций из гофрированной бумаги,развивать аккуратность, воспитывать желание помогать друг другу

январь

2,3. «Птичья Столовая»

Совершенствовать умение создавать композицию путем скатывания шариков из гофрированной бумаги, развивать умение сочетать различные материалы и техники.

4.«Снежинки»

Познакомить детей с разными видами снежинок, учить создавать их способом торцевания, развивать творчество, аккуратность.

февраль

1,2. «Валентинка»

(работа подгруппами)

Поощрять творческое использование уже знакомых приемов работы с гофрированной бумагой; развивать творчество, фантазию, усидчивость; воспитывать желание сделать приятное своим близким.

Закрепить технику плоскостного наклеивания, развивать умение подбирать цветовую гамму, воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.

март

1. «Корзина с гвоздиками»

(коллективная работа)

Продолжать учить создать поделки из гофрированной бумаги; познакомить с новыми приемами получения объемных форм: создания объемного цветка путем соединения кругов, упражнять детей в отгибании концов лепестков цветка, выгибании листьев; развивать чувство эстетического наслаждения, мелкую моторику рук.

2.Подарок любимой мамочке

Вызвать желание приготовить подарок маме к празднику 8 Марта; закреплять технические навыки при работе с гофрированной бумагой, развивать творческие способности детей; воспитывать художественный вкус.

3,4 Ветка сирени

(коллективная работа)

Совершенствовать умения наклеивания цветных торцовок методом контурного и плоскостного торцевания, развивать творчество.

апрель

1 .Ракета ко Дню космонавтики

(коллективная работа)

Продолжать учить детей изготавливать поделки из гофрированной бумаги развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.

2,3,4 «В гостях у сказки»

Коллективная работа по сказке «Репка»

Совершенствовать технику комбинированного торцевания, используя теплые и холодные цвета спектра.

май

I. «Гиацинт»

Познакомить детей с объемным торцеванием, научить работать в технике торцевания на пластилине, развивать воображение, моторику, творческое мышление.

2.»Цыпленок»

Развивать умение выполнять работу техникой торцевания на пластилине, развивать творчество, фантазию, усидчивость.

3,4»На солнечной полянке»

(коллективная работа)

Закрепить технику торцевания на пластилине, развивать умение подбирать цветовую гамму, развивать творчество, воспитывать желание выполнять работу до конца.

«ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО»


«ОСЕННИЙ ЛЕС»


«СЕРДЕЧКО ДЛЯ МАМОЧКИ»

(коллективная работа)


Актуальность.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, мордвины, армяне, азербайджанцы, башкиры, евреи, казахи, корейцы, немцы, поляки, таджики, украинцы, цыгане и т. д, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д.

И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Проект построен на следующих принципах:

1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

2. Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

3. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.

4. Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.

Цель проекта – вызвать толерантное отношение детей разных национальностей, проживающих в нашем городе.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить ребят с особенностями культур разных народов, живущих бок о бок в нашем городе, познакомить с их обычаями, традициями, фольклором.

Воспитательные: способствовать развитию здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота; воспитывать у детей чувство толерантности, уважать культуру и традиции своего и других народов

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, креативное мышление, пополнить словарь детей словами , принадлежащих разным народам.

Тип проекта:

Исследовательский
- групповой
- средней продолжительности (1,5 месяца)

Участники проекта:

Дети
- родители
- воспитатели
- музыкальный руководитель
- Библиотека филиал №3
- инструктор по физвоспитанию
- татарский ансамбль «Туган тел»
- чувашский коллектив «Сувар»

Прогнозируемый результат:

Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознавщую культуру и традиции народов, нашего многонационального города, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Этапы работы над проектом

Литература:

1. Д/в №4 2000г.
2. Д/в №40 2000г.
3. Д/в №39 2000г.
4. Журнал «Воспитатель» №3 2007г.
5. Журнал «Воспитатель №4 2009г.
6. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Родной край».
7. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Наша Родина».
8. «Русский дом» (Самара 2000).
9. Г.Н. Данилина «Дошкольникам об истории и культуре России» (Москва 2003).
10. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Детские народные подвижные игры» (Москва 1995).
11. Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (Москва 2004).
12. Л. А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» (Москва 2010).
13. А. Я. Ветохина…» Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (Санкт –Петербург 2010).
14. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (Москва 2008).
15. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (Москва 2002).
16. Н. П.Саккулина, Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» (Москва 1982).
17. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» (Москва 2007).
18. З.А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» (Москва 1986).
19. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» (Москва 2009).
20. Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» (Москва 2006).
21. Н.С. Голицина «Перспективное планирование воспитательно–образовательного процесса в дошкольном учреждении» (Скрипторий 2010).

© poopsie-toy.ru, 2024
Женский взгляд