Духовная сила – славянский символ и оберег. Что такое духовность, ее виды и проявления Духовная объединяющая сила

02.05.2024

Многие люди придают большое значение здоровой и сбалансированной диете, так как такая еда эффективна и хорошо питает тело. Качественное питание помогает нам всё время оставаться сильными и энергичными. Помимо этого, нам хочется приобретать новые навыки и оттачивать свой ум.

Но чтобы доиться успехов в совершенствовании разума, нужно развивать и взращивать свою духовную силу. Тут важно понять, что она проистекает из внутренней свободы, которая скалывается из нескольких составляющих. Самой важной среди них является неприятие чувства вины . Иными словами, нужно прекратить играть в виноватого и встать выше осуждения кого-то в чём-то.

Обвинять какие-либо внешние обстоятельства или других людей – это то же самое, что обвинять собственные ботинки за то, что их шнурки завязаны слишком туго. Поэтому следует понять следующее: в любых ситуациях никого и ничто не вините. Если вы прекратите игру в виноватого, то обретёте полный контроль над собой .

Развитие духовной силы неразрывно связано не с тем, что вы делаете, а с тем, что вы не делаете. Только придерживаясь такого принципа, можно приобрести то внутреннее богатство, которое вы ищете. Данная установка спокойного самоотрицания поначалу кажется непонятной. Поэтому вначале нужно определиться с самим понятием духовной силы.

Что такое духовная сила ?

1. Это способность существовать в абсолютной внутренней свободе и в то же время готовность принять на себя полную ответственность, исходя из конкретной ситуации.

2. Это мужество жить в соответствии с избранным путём, не испытывая страха оказаться в полном одиночестве или быть забытым.

3. Это высшее понимание, наделяющее нас способностью не поступать так, как диктует духовная слабость.

Что такое духовная слабость ?

Это комплекс аспектов нашей внутренней природы. Он причиняет нам или другим людям душевные страдания. К духовной слабости относится всё то, что мешает нашему развитию.

Внутреннее раздражение никогда не способствует поиску правильного решения. В таком состоянии отыскиваются только причины. Благодаря духовной слабости, мы осуждает других людей или обстоятельства и не видим своего подлинного внутреннего духовного состояния. Это хождение по кругу, а затем падение вниз.

Выбираем новый способ жить и обретаем духовную силу

В следующий раз, когда вас охватят разочарование, злоба или страх, утвердите следующую жизненную установку: негативные эмоции не могут существовать без обвинения кого-либо или чего-либо . Чем чётче вы уясните данный факт, тем легче поймёте двойственную природу собственной слабости и сделаете шаг к развитию духовной силы.

Даже если вы окажетесь в очень сложной ситуации, то постарайтесь самостоятельно выйти из ней, чего бы это вам ни стоило. Найдите способ временно уединиться со своим затаённым недовольством и волнениями.

Такое добровольное уединение с раздражёнными мыслями и чувствами не избавит вас от них. Подавление собственных слабостей причиняет только страдания. Поэтому не пытайтесь бороться с негативным состоянием, так как это не принесёт облегчение. Измените лишь подход к предмету обвинения, то есть откажитесь от любого осуждения, и это избавит вас от проигрышного варианта.

Осознанное бездействие сделает вас сторонним наблюдателем собственных возбуждённых эмоций. Вы окажетесь в безопасном положении и увидите то, что раньше не могли видеть из-за внутреннего дыма и огня. Ваше открытие даст способность разобраться в причинах внутреннего возгорания. Вы не только восстановите контроль над собой, но и усилите его. Любое обнаружение и осознание духовной слабости способствует развитию духовной силы. Откажитесь от осуждения, и у вас начнётся новая жизнь.

Резюме

Изменитесь прямо сейчас, и вы уже никогда не будете беспокоиться о том, как измениться в следующий раз. И всегда помните, что в час испытаний силы человека иссякают, но в каждом из нас есть внутренняя сила, которая готовит слабых к битве.

Юрий Сыромятников

Сегодня многие люди придают большое значение культу тела: они занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни, правильно питаются. Это позволяет быть энергичным и физически крепким. Но, чтобы разум и сознание тоже развивались, необходимо заботиться и о духовных силах.

Прежде чем начать питать свою духовную силу, нужно понять, что она из себя представляет. Это сила духа. В любой религии человек считается единением духа, души и физической оболочки. Господь, создавая человека, задумал, что дух будет господствовать в нем. Иерархическая цепочка такова: дух ― главное, душа подчинена ему, а тело можно назвать подчиненным подчиненному.Обретение духовной силы равно позволению духу войти в его права и диктовать душе и плоти, как следует жить и действовать.

Сила духа невозможна без осознания внутренней свободы. Это означает, что должно быть отброшено чувство вины, потому что оно разрушает человека и не дает никакого шанса на прогресс. Вместо того чтобы жить с чувством вины, человек должен принять ответственность за свою жизнь и начать ею управлять.

Чтобы контролировать свои действия, следует научиться контролировать то, что вы не совершаете: отказаться от пагубных привычек, осуждения окружающих людей, негативного мышления. В любой ситуации нужно сохранять способность придерживаться выбранного пути, делая это без страха, но с полной ответственностью. Антонимом духовной силы является слабость духа. Чтобы стать сильным, нужно отторгать все, что сопутствует духовной слабости.

Духовная слабость

По своей природе человек слаб. Это описано в большинстве религиозных трактатов. Например, согласно Библии плоть возымела действие над человеком: он согрешил, за что был изгнан из рая.

В результате духовной слабости человека страдает не только он сам. Душевные и физические терзания приходится испытывать и тем, кто с ним как-либо связан: родственными, любовными, производственными узами.

К слабости духа можно отнести все, что вредит человеку и мешает его внутреннему развитию. Например, состояние раздражения, ― частая причина принятия неверных решений. Раздраженный человек чаще обычного судит других людей, бывает недовольным обстоятельствами и не задумывается о своем подлинном состоянии, которое побуждает его к такому поведению. В результате он сначала ходит по кругу, а потом падает вниз.

Развитие духовной силы

Необходимо научиться замечать состояния, которые характеризуют слабость духа. Например, страх, злость и чувство разочарования, охватывая человека, лишают его духовной силы. Под воздействием этих эмоций люди обвиняют окружающих или обстоятельства в личных неудачах.

В такой ситуации следует прекратить переносить свои негативные эмоции на окружающих. Во всем, что с нами случается, так или иначе виноваты мы сами. Осознав это, мы вынуждены предпринять следующий шаг: постараться выйти из неблагоприятной ситуации собственными силами.

Другое важное правило ― перестать осуждать. Предмет обвинения может постоянно быть перед глазами, но человек не должен судить других, потому что сам не без греха. Выступая в роли созерцателя, можно успокоить свои эмоции и рассмотреть ситуацию с новых точек зрения.

Кроме того, будучи постоянно открытым для мира, мы можем лучше понять причины, по которым воспламеняемся внутренне. Это позволит научиться контролировать себя, поскольку устранить внутреннюю слабость может только тот, кто ее в себе нашел и признал.

Когда страх будет побежден, а потребность контролировать действия и желания окружающих исчезнет, можно переходить к дальнейшему движению на пути к духовной силе. Оно включает в себя восемь важных пунктов:

  1. Развитие самовыражения. Человек сможет выражать личные убеждения и стремления, свободно рассказывать о них другим, ведь он ответственен за то, что из этого всего получается.
  2. Приложение сил в реальной жизни. Чтобы дух был здоровым и сильным, а тело источало свет, нужно совершать определенные действия, которые могут выражаться в правильном питании, физической активности, посещении религиозных мероприятий.
  3. Общение. Взаимодействуя с другими людьми, мы обмениваемся с ними не только своими взглядами на жизнь, но и энергией. Если она положительная ― она заряжает нас на действия, помогая воплощать желания в реальности.
  4. Постоянное вдохновение и самомотивация. В начале любого действия лежит идея, мечта. Чтобы она возникла, требуется умение вдохновляться.
  5. Готовность к манифестации означает необходимость переводить энергию вдохновения в действия, перенося их в реальное измерение.
  6. Умение различать ― знать, когда нужно проявить себя, а когда лучше бездействовать и молчать. В это время другие люди получают силу обрести и высказать свое мнение. Но человек, развитый духовно, понимает, что он отвечает только за собственный духовный рост, и считает правильным учить других, показывая им пример.
  7. Сохранение равновесия. Следует всегда держаться срединного пути, который проявляется в умеренности во всем. Это дает возможность по-настоящему наслаждаться жизнью, не уходя в крайности и излучая гармонию и мир.
  8. Необходимость выходить за пределы. После овладения семью аспектами духовной силы предстоит развить умение выходить за границы старых жестких убеждений, изучая жизнь и получая новые навыки.

Быть духовно сильным человеком означает следовать тем путем, который недоступен обывателям, не решающимся побороть свои слабости. Став просветленным, человек сможет исследовать неизведанное, потому что ощутит в себе все нужные для этого умения и ресурсы. Но произойдет не раньше, чем он обуздает собственное эго, станет гармоничным, исполненным счастья, красоты и мира. Тогда не только духовный, но и материальный мир откроется ему.

Иметь духовную силу также означает впустить в себя Бога. А Бог ― это синоним радости, восторга, счастья. Постоянно недовольный, грустный, загруженный проблемами человек никогда не сможет быть близок к божественному.

Для чего нужны духовные силы человеку

Сила воли и сила духа близки по своему значению и выражению. Если говорить упрощенно, дух проявляется там, где человек анализирует желания своей души и дает им ценностную оценку: хорошее, благое это желание или нет? Дух знает, что правильно, а что во вред. Поэтому сила воли близка к силе духа ― она учит людей делать то, что должно.

Человеком с духовной силой можно назвать того, кто обладает терпением, стойкостью. Он находит в себе силы и смелость быть жизнелюбивым даже в минуты скорби и печали. Поэтому там, где есть дух, обычно есть и сила воли. Человек подобен тростнику. Когда погода безветренная, все тростинки стоят ровно, но стоит подуть ветру, как часть из них гнется и ломается под его напором. Человек, сильный духом, остается твердым и непоколебимым. Благодаря этому он может покорить окружающих, ведь сила притягательна. Тогда они начнут приглядываться к нему, прислушиваться к его советам, становиться лучше, тянуться ввысь вслед за ним.

Все люди должны стремиться быть сильными, потому что слабость не ведет путем добра, она вгоняет в уныние и печали. Внутренний комфорт порождает внешний, любое противостояние его губит.

Действие силы мысли

Очень сложно контролировать чувства. Но человек, наделенный силой духа, вполне может взять под контроль свои мысли. Мысли имеют очень большую власть над нашей жизнью. Они могут притягивать к нам позитивные и негативные ситуации. Если научиться контролировать свое сознание, мечты и желания будут легко воплощаться в реальности.

Положительные мысли притягивают к нам хороший опыт, негативные – отрицательный. Часто говорят: то, чего вы боитесь, обязательно с вами случится. Как правило, так и происходит. Мы настраиваем самих себя на тот или иной исход ситуации, программируем его, а жизнь воссоздает его для нас.

Но, мечтая о чем-то, следует проявлять активность и в жизни. Кроме того, потребуется изменить образ мышления: вместо «я не смогу» и «я не хочу» нужно проговаривать в уме «я могу» и «я хочу».

Избавляясь от мрачных мыслей, имея добрый настрой, мы помогаем себе сохранить здоровье. Наше тело отражает то, что происходит в нашем внутреннем мире. Поэтому можно совершенно точно сделать вывод о том, что психическое здоровье человека формирует его физическое состояние. Чтобы быть здоровым и гармоничным снаружи, нужно достичь здоровья и гармонии внутри.

Всем нам знакомы люди, которые прожили несчастливую жизнь, пеняя на неудачные времена, плохое окружение и случай. Но в любые времена, даже во время войн, находились те, кто умел жить счастливо и делать счастливыми окружающих. Все дело в том, что нужно вовремя взять себя в руки и трудиться над своей душой так же, как и над телом. Успех в большой степени определен нашей внутренней силой, которую также можно назвать силой духа. Силен тот народ, у которого развито присутствие духа.

Постараюсь ответить в данной статье на эти и более вопросы не в религиозном контексте, хотя именно религиозное определение более всего интересно …

Сила духа

Сила духа – это умение терпеть дискомфорт в настоящем ради высшей цели в будущем.

(Не только для достижения цели в будущем, в контексте данного – это соответственное определение).

Это когда глубоко верующий человек не поддается на уговоры сиюминутных желаний (если он верующий – это не означает, что он не хочет испытывать удовольствия, как и другие) ради благодати в будущем, в будущем, которого, возможно, не наступит, в этой по крайней мере жизни.

Но оставим в стороне религиозные взгляды, если вы собрались покорить свои вершины, достигать свои цели, – ключевой принцип успеха заключается в силе духа.

Его легко развить, если понять сам принцип, повторюсь: «Сейчас терплю – чтоб завтра быть успешным». Но об этом чуть ниже…

Сила духа – это не откладывание наслаждения на потом

Частая ошибка, что человек откладывание удовольствия с сегодня на завтра путает с силой воли, силой духа. Но это не одно и то же. Быть сильным – значит терпеть в не зависимости от того, когда наступить облегчение или проявится необходимый результат.

Откладывание удовольствие на потом – это когда сегодня хочется вкусно поесть, но завтра вы знаете, что оторветесь по полной, устроите такой праздник живота…

Быть сильным духом – это сегодня хотеть вкусненького, и вы понимаете, что и завтра будете также хотеть вкусненького, но несмотря ни на что вы не позволите себе праздной трапезы (как пример, ради своего здоровья, ради особых взглядов на мир, и т.п.).

(Это ответ почему многие вегетарианцы действительно дольше и здоровее живут, ибо они сильны не только в том, что входит им в рот, но и достаточно сильны своим духом, чтоб осознанно выбирать каждый раз здоровый образ жизни не идя на поводу ежеминутных желаний).

Сила духа и цели достижение

Еще одна частая ошибка людей желающих достичь успеха — хотят, чтоб путь, способы достижения были приятными. Если они не приятны, то ждут или ищут другие сносные пути к успеху. И редко соглашаются в чем-то себя ущемить сейчас ради желанного потом.

К сожалению, в большинстве случаев такого не может быть. Чтоб и цель сбылась, и сбылась, тем способом, что известна и вам нравилась. Чтоб при этом не испытывать никакого, как физического так и психологического дискомфорта.

(А жуликоватые учителя успеха вовсю пользуются наивностью, пропагандируют особые «прикольные» пути к счастью. Впрочем, статья не об этом.)

Вот тут то и вступает ключевой фактор успеха – сила духа. Если почитать автобиографию многих успешных людей – в начале своего пути они готовы были спать на голом полу, питаться в впроголодь, недосыпать или работать по ночам, совершать неприятные действия …

Как стать сильным духом

Если вы хотите быть сильным человеком – прокачивайте свой дух.

Сразу ограничить себя ради высокой цели в будущем – весьма тяжко. Но стоит начать с меньшего. Например, каждый из нас употребляет те продукты или напитки, которые знает – что вредны ему.

Слабый человек зная это, зная, что они ему вредны и дальше будет поддаваться сиюминутным удовольствиям.

А сильный – исключит его из своего рациона ради своего здоровья в будущем.

Если соблазн велик, боитесь, что сорветесь, – нужно, как в спорте выбрать свои нагрузки, и по мере успеха в этом повышать нагрузку (это как штангист, вначале малый посильный вес, а потом плавно, в меру тренированности – вес штанги повышается).

Главное условие в прокачке своей силы духа: Высшая Цель …

Духовно сильный человек терпит добровольно невзгоды сейчас не просто так, ибо это уже будет мазохизмом. Сильный выбирает психологический или иной вид дискомфорта ради особой конкретной для него цели.

Сила духа не только важна в цели достижении, но это так же ключевой момент в своей уверенности. Когда не ваши желания управляют вашей жизнью, когда вы сами имеете контроль над своими желаниями – станете полным хозяином своей жизни.

Чего вам и желаю!



Духовная Сила оберег , который станет настоящим помощником для тех, кто не представляет свою жизнь без духовности. Издавна этот оберег символизировал Преображение духа и помогал человеку концентрировать свои внутренние силы, без которых невозможно Создание. Славянский оберег Духовная Сила представляет собой коловрат, направленный в обратную сторону. Основное его предназначение – это создание нового путем разрушения старого.

Каждое крыло коловрата имеет дополнительные отростки в виде руны Га, символизирующие максимальное воплощение в человеке духа и его путь от материальных ценностей к духовным. Подобное руническое усиление позволяет подчеркнуть многомерность существования человека, который изначально является чистым и простым воплощением божественной милости, которое создано по всем строгим законам мироздания. Значение оберега Духовная Сила многомерно, но чаще всего его используют для того, чтобы усилить связь человека с оберегающими его богами.

Если человек встает на путь духовного развития, то перед ним пропадают (с божьей помощью) все трудности и препятствия, которые не дают ему постигнуть суть окружающего мира и мира высших сил. По одной из теорий древних славян человек может существовать как в материальном мире, так и в духовном, постигая тайны мироздания и там, и там.

Что дает оберег Духовная сила и его значение

Каждый человек, который принимает решение купить оберег Духовная Сила, должен понимать, что с его помощью можно осознать законы
Вселенной и потустороннего мира. Такой оберег носят постоянно те, для кого мир материальных и физических наслаждений стоит на втором месте. Древние славяне считали, что Духовная Сила пробуждает память рода и дает возможность найти свое место в мирах Яви и Прави. Если необходимо постоянно сохранять самообладание и ясно мыслить в любой сложной ситуации, то этот амулет станет настоящим помощником. Стоит помнить, что оберег помогает только тем, кто не только ведет праведную жизнь, но и чист помыслами и действиями.

Связь Силы Духа и всех миров

Духовная Сила является своеобразным символом взаимосвязи духа, души и тела. Наличие такого оберега позволяет управлять природой. Поможет такой оберег тем, кто уважает свои традиции и богов, которым поклонялись предки. Сила и способности божественных начал дают возможность позволяют человеку приобрести дополнительную энергию, благодаря которой человеку значительно проще бороться с проблемами и препятствиями. Оберег Духовная Сила позволяет раскрыть внутренние резервы, пробудить родовую память, жить не физическим миром, а за счет использования духовного огня.

Оберег Духовная Сила относится к универсальным, поэтому он подходит и мужчинам, и женщинам, которые избрали духовный путь – тернистый, трудный, но при этом благодатный. Оптимальным материалом для изготовления такого оберега является серебро, так как этот металл обладает магическими свойствами, позволяющими в минимальных размерах амулета сконцентрировать громадную энергию, которую можно получить от богов.

Долгое время душа человека была выведена за рамки науки.
"Придет время, - говорил великий физиолог И.П. Павлов, - когда ученый возьмет в руки душу и отнесет ее в лабораторию для исследований".
Пророчество великого ученого осуществили физиолог академик П.В. Симонов и театральный педагог, режиссер, кандидат искусствоведения П.М. Ершов. Они провели исследования на актерах, призванных своим искусством создавать "жизнь человеческого духа".
В результате совместной работы ученого и режиссера была сформулирована научно обоснованная теория о первопричине и движущей силе человеческого поведения. Ее назвали "потребностно-информационная теория".
За многообразием человеческих эмоций, действий, поступков человеку, вооруженному потребностно-информаци-онной теорией, открылась область, почти не изученная, - потребности человека. Это позволило подойти к ответам на вопросы: что такое душа человека? Как понимать себя, других? Как воспитывать духовность?
Поскольку все это вопросы животрепещущие, рассмотрим их хотя бы коротко.
Чем занимается потребностно-информационная теория? Все живое отличается от неживого одним неопровержимым фактом - наличием биологической энергии (энергии Жизни). Эта биоэнергия проявляется в виде многообразных и многочисленных потребностей (желаний, влечений, любви). Иными словами, человек жив, пока функционируют его потребности.
"И море, и Гомер - все движется Любовью!" - говорил О. Мандельштам.
По уровню развития потребностей весь живой мир делят на четыре класса: (1) микроорганизмы, (2) растения, (3) животные, (4) человек.
Потребностно-информационная теория рассматривает потребности человека.
"Каждый человек- стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет", - говорил Марк Аврелий. Иными словами, человеческую личность определяют его потребности.
Но человек редко осознает свои исходные потребности. Ему свойственно понимать лишь цели и дела, в которые эти глубинно скрытые потребности переходят. А трансформация потребностей происходит от информации, которая поступает к нам постоянно: извне, изнутри, из прошлого, в продолжение всей жизни. Восприятие и оценка новой информации всегда окрашена какой-то эмоцией - положительной (в случае прогноза удовлетворения потребности) или отрицательной (в случае прогноза ее неудовлетворения).
Процесс перехода любой потребности в конкретные поступки и действия сопровождается эмоцией, поэтому мы привыкли рассматривать эмоцию и вызвавшую ее информацию как причину данного поступка. Хотя в действительности поступок продиктован не информацией, не эмоцией, а потребностью.
Например, вам срочно надо быть в городе М. Вы знаете (у вас есть информация), чтобы попасть в этот город, надо поехать на вокзал, купить билет, сесть в поезд и проехать 12 ч. С этой предварительной информацией (И,) вы отправляетесь на вокзал, идете к кассе, а там закрыто, билетов нет. Какая у вас будет эмоция? Отрицательная. Вдруг вам некто предлагает билет. Какая эмоция? Положительная! Но стоимость билета недоступна вам. Опять эмоция. (Уже отрицательная.) В это время открывается касса. Снова эмоция! И так бесконечно. Вся жизнь человека в сплошных эмоциях - то положительных, то отрицательных. Но наши эмоции зависят только от наших потребностей. Если бы вам не надо было ехать в город М., неужели вас взволновала бы стоимость билета и работа кассы? Конечно же, нет! Зачем я об этом пишу?
Зависимость эмоций (Э) от наших потребностей и вновь полученной информации (И2) помогает лучше понять свои в чужие чувства, внутренний мир человека. "Познай себя, и ты познаешь мир", - говорил Сократ.
Эмоция - лакмусовая бумажка, проявитель ваших скрытых потребностей. Можно даже представить себе формулу чувств: Э = П х (И, + И2), где: Э - эмоция, П - потребность, И, - ранняя информация, И2 - новая информация. Таким образом, мы понимаем, что любая наша эмоция зависит от потребности и вновь полученной информации. А это значит: чтобы управлять своими эмоциями, надо знать и понимать свои потребности.
Каковы потребности у человека?
1. Потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа потребностей названа "витальные потребности". Они проявляются в двух видах - "для себя" (лично) и "для своих" (для продолжения рода).
2. Потребность занять определенное место в обществе или в умах людей. Эта группа названа "социальные потребности". Они базируются на справедливости (правах и обязанностях) и тоже выступают в двух видах - "для себя" (мои права) и "для других" (мои обязанности).
3. Потребности познавать мир (как внешний, так и внутренний). Эта группа потребностей получила название "идеальные" или "познавательные потребности".
На три основные (исходные) группы потребностей человека - витальные, социальные, идеальные - обратил внимание впервые Ф.М. Достоевский.
4. Кроме того, человеку свойственно стремление к идеалу. Эту группу потребностей назвали "идеологическими".
Гегель называл их религиозными.
5. Историк-этнограф Л.Н. Гумилев выделил еще одну группу потребностей - потребность принадлежать не только ко всему человечеству, но и к определенному роду, нации, расе. Эту группу потребностей он назвал "этнические".
Этнические и идеологические потребности, в отличие от трех исходных (витальных, социальных, идеальных),; принадлежат к группе промежуточных потребностей, поскольку этнические потребности, с одной стороны, близ- ки к витальным ("для своих"), а с другой - к социальным, а идеологические потребности, с одной стороны, близки к социальным, а с другой - к идеальным.

Это легко можно себе представить на таком образе: вы - зеленая Елочка. Какие у вас потребности? Да их множество, как иголочек на одной елочке. Можно их пересчитать? Невозможно! Но их можно сгруппировать. И для удобства мы возьмем и сгруппируем их.
Нижний ярус нашей Елочки соберет все витальные потребности. Средний ярус соберет все социальные потребности, а верхний - идеальные. Между витальными и социальными расположен будет ярус этнических потребностей, а между социальными и идеальными - идеологический. У нас получилась очень стройная и даже красивая Елочка (15).
6. Удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий. Специфическая потребность в преодолении препятствий обнаружена академиком П.В. Симоновым и названа "воля". На стадии животных И.П. Павлов выявил ее как "рефлекс свободы". Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. В некоторых областях деятельности воля имеет первостепенное значение (например, спорт, искусство, наука).
7. Наблюдая слепоглухонемых новорожденных, врач А.И. Мещеряков обратил внимание еще на одну специфическую группу потребностей, пущих всем животным, но в большей мере и в наиболее богатом содержании - человеку. Эта группа потребностей была названа "потребность в вооруженности" (или "компетенции"). Потребность в вооруженности наращивается у человека с первых минут рождения в следующей последовательности: мускульное движение, подражание, игра, коллекционирование, любознательность.
Потребности "воля" и "вооруженность" отнесены к разряду вспомогательных потребностей. Они подкрепляют любую другую потребность. Если нет воли, никакая потребность не может быть осуществлена, если нет потребности в наращивании средств и способов удовлетворения потребностей (т.е. потребность в вооруженности), - ваши усилия будут или мучительны, или напрасны. И поэтому мы поместим эти две вспомогательные потребности - воля и вооруженность - в ствол нашей Елочки. Корни их уходят в животный мир, а их энергия бежит током по стволу Елочки, питая все ее иголочки-потребности.
Итак, все поступки любого человека, вплоть до мельчайших, всегда продиктованы его потребностями. Их многообразие можно представить себе в виде следующих групп: три исходных в двух видах (витальные, социальные, идеальные), две промежуточные (этнические и идеологические), две вспомогательные (воля и вооруженность).
Индивидуальная неповторимая композиция и внутренняя иерархия потребностей конкретного человека определяют его личность.
Помните, в нашем детстве была такая игрушка - калейдоскоп. Трубочка - смотришь в глазок - один, встряхнул трубочку - другой, а все из 7 разноцветных стеклышек. Еще пример: 7 нот - до, ре, ми, фа, соль, ля, си - и все многообразие музыки Штрауса, Бетховена, Шостаковича! Так и здесь - всего семь групп потребностей и неисчислимое разнообразие человеческих характеров, темпераментов, личностей, душ!
Что такое душа? Все потребности естественны. Они пущи человеку любой расы, нации, класса, вероисповедания и т.п. Ни одну из потребностей ни создать искусственно, ни ликвидировать нельзя.
Можно оперативно ликвидировать половую потребность, можно усилить одну, ослабив другую. Так, не удовлетворяя витальные потребности (в пище, одежде, жилье, комфорте), можно усилить их, и тогда потребности в справедливости (т.е. социальные) и потребности идеальные отступят на второй план. Но подобными средствами исходные потребности не ликвидируются, они лишь на более или менее длительный срок уступают свое место другим, сокращаясь в силе.
Если же в основе жизни лежит потребность, если каждый человек - букет или определенная композиция потребностей, сочетание каких потребностей создает его неповторимый духовный мир, его уникальную душу?
Совершенно очевидно, к духовности можно отнести ту группу потребностей, которая стремится к познанию, стремится открыть новое. Это стремление к правде, истине.
Однако этого мало. Говоря о духовности, мы представляем себе качества, связанные с добром.
Значит, к духовности мы можем отнести группу социальных потребностей, которая названа "для других" и которая нередко побуждает человека действовать даже в ущерб своим личным интересам, из альтруизма, из любви к ближнему. Этот принцип альтруизма и способствовал развитию человека на планете.
В силу еще не.вполне ясной закономерности эти две группы потребностей - стремление к истине, правде (потребность познания) и стремление к добру (социальная потребность "для других") - постоянно оказываются рядом.
"Жизнь для меня определяется любовью к людям и свободным исканием истины", - говорил В.И. Вернадский. Примеры жизни замечательных людей на Земле иллюстрируют и подтверждают эти слова.
Для духовной жизни и деятельности человека характерно бескорыстие. Деятельность "для других" осуществляется без расчета на немедленное социальное вознаграждение, а познание не преследует конкретных целей.
Так потребностно-информационная теория приводит нас к мысли, что "душа" и "духовность" человека - не в его знании, не в его словах, эмоциях и занимаемой должности или месте в обществе, а в индивидуально выраженной структуре двух фундаментальных потребностей личности -идеальной потребности познания и социальной потребности "для других".
Конечно, у каждого человека эти качества развиты по-разному, по-разному вооружены, и каждый представляет по-своему, что есть добро и правда. И очень часто на практике эти представления вступают в конфликт (либо правда, либо добро). Но мы пока рассматриваем схему человеческих потребностей. А на схеме мы уже можем увидеть, сколько "духовного" изначально заложено в нас Природой.
Попробуем позолотить нашу Елочку - пусть загорятся золотом места, где расположена потребность в Правде и Добре, составляющая духовность человека.
Представьте себе! Ярко засверкает вершина, верхний ярус, где расположены познавательные (идеальные) потребности, загорятся социальные потребности в варианте "для других". В идеологических потребностях все будет зависеть от того, насколько у конкретной личности эти потребности бескорыстно служат добру и истине, ведь они легко перерождаются в фанатизм и ритуал. Но даже в этнических, витальных и социальных потребностях мы обнаружим россыпи золота -там же есть потребности "для своих", т.е. "для других".
Надо заметить, что потребности "для себя" бессмысленно противопоставлять потребностям "для других", поскольку все потребности несут свою полезную функцию. Потребности "для себя" оберегают человека, порождают в нем чув- ство собственного достоинства, независимость суждений, самостоятельность мысли. А потребность "для других" делает человека доброжелательным, способным к сочувствию, сотрудничеству, взаимопомощи, милосердию.
"Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, зачем я?!" Человек ощущает смысл и цель своей жизни лишь тогда, когда сознает, что нужен другим (нужен -значит, любим).
Итак, позолотив Елочку, мы видим, что на ней очень много мест, которые указывают нам, что в человеке значительно больше духовного, чем бездуховного. Причем духовное заложено в потребностях человека. А потребности неистребимы. Откуда же тогда в жизни так много зла?! Проституция, наркомания, воровство, мошенничество, войны, голод, нищета, социальная несправедливость - откуда все это?!
Ответ на эти вопросы кроется в двух основных причинах - в самом человеке и в тех нормах, которые бытуют в самом обществе, - не провозглашаются, не декларируются, а бытуют.
Первое. Нельзя сбрасывать со счета, что человек неразрывно связан с природой, ее растительным и животным миром. Неповторимая композиция потребностей каждой личности строится прежде всего на генетической, наследственной структуре потребностей и предынформированности вновь рожденного человека. Если в течение десятилетий извращать знания в области морали, нравственности, добра, то уже в предынформированности вновь рожденного человека будут заложены извращенные, противоестественные потребности.
Чтобы понять это, надо представить себе: как "работают" потребности? Движимый многими потребностями человек определенное время занят наиболее актуальной из них. Это доминанта: либо ситуативная, вызванная острой нуждой, либо практическая, требующая какого-то времени (большего или меньшего), либо доминанта Жизни - наиболее устойчивая из всех пущих данному человеку. Реально мы всегда заняты удовлетворением практических доминант.
Удовлетворение, практических доминант так или иначе зависит от вооруженности человека, силы сопутствующих потребностей и силы доминанты Жизни.
Что такое вооруженность человека? Потребность в вооруженности (т.е. в овладении средствами и способами удовлетворения потребности) всегда идет по пятам всякой сильной устойчивой доминанты. Если у доминанты нет этого спутника, значит, доминанта слаба и неустойчива.
Но часто бывает так, что обстоятельствами жизни человек вынужден заниматься не своей личной доминантой, а выполнять дела, лежащие вне его доминанты Жизни. Вот тогда получается, как говорил Наполеон:
"Многие беды на Земле происходят от того, что люди занимаются не своим делом: великий портной прозябает в бесталанном муже науки, а гениальный брадобрей мается в министерском кресле".
В основу вооруженности человека входит его предын-формированность - те знания, которыми человек располагает уже в генетической наследственности и которые влияют на своеобразную структуру его потребностей. Эту предрасположенность (к музыке, ованию, технике, ремеслу и т.п.) рассматривают как врожденную вооруженность.
Предынформированность человека в целом проявляется в трех уровнях: подсознание, сознание, сверхсознание.
В подсознании врожденная вооруженность (предынфор-мированность) не нуждается в понятиях. Это знания, используемые как "само собой разумеющиеся".
В сознании врожденная вооруженность состоит из множества знаний, которые человек может передать другому тем или иным способом - языком, жестом, мимикой и т.п.
Предынформированность на уровне сверхсознания человек не осознает. Это знания впервые возникающие, творимые вновь на основе всей прочей предынформированно-сти сознания, подсознания и практического опыта в целом.
Стимулом возникновения и возбудителем "сверхсознания" являются повышенная сила потребности, с одной стороны, и отсутствие средств ее удовлетворения в сознании -с другой. Поэтому проявление "сверхсознания" можно считать индикатором доминирования одной потребности над другой, подобно тому как эмоции являются проявителями потребности и значительности вновь полученной информации.
Более или менее устойчивую деятельность "сверхсознания" называют вдохновением, ее же проявления называют интуицией, догадкой, изобретательностью. Все проявления "сверхсознания" выступают неожиданными вспышками, подобно "озарениям". Все зависит от того, в какой мере сознание и подсознание данного человека вооружено средствами удовлетворения потребностей.
Хороший пример работы подсознания, сознания и сверхсознания дает П.М. Ершов:
"Мне необходимо изучить иностранный язык. Данного языка я не знаю, т.е. язык не входит в мою Предынформированность.
Я сознательно птупил к изучению, освоению этого языка, т.е. я вооружаюсь.
Я освоил этот, язык: могу читать, переводить, пользоваться им. Язык вошел в состав моей вооруженности на уровне сознания.
Далее я совершенствую свои знания и уже без труда читаю, понимаю, говорю, думаю, т.е. язык вошел в мою Предынформированность на уровне подсознания.
И вдруг однажды я открываю, что могу не только говорить, писать, мыслить на этом языке, но и сочинять, т.е. творить на нем художественный текст. Значит, я овладел языком на уровне сверхсознания".
Бывает, что "сверхсознание" отождествляют с "бессознательным" и ошибочно противопоставляют способности (т.е. Предынформированность) обучению (т.е. вооружению благоприобретенному). В жизни это приводит к недовооружению сознания и к пренебрежению обучением, а это ведет к уродливым трансформациям естественных потребностей.
Потребностно-информационная теория обращает особое внимание на важность всех трех звеньев предынформированности: сознания, подсознания и сверхсознания. Все они необходимы для развития и совершенствования сферы человеческой деятельности.
Вооружением сознания можно обеспечить естественную работу как подсознания, так и сверхсознания.
А это значит, что Предынформированность в генетической наследственности не фатальна. Куст дикого шиповника, пересаженный заботливыми руками садовника на другую почву, смог превратиться в розу. Все зависело от ухода и таланта садовника. Вооружаясь путем подражания, игры, коллекционирования, любознательности, а затем образования, можно "окультивировать" свои врожденные потребности.
Вторая причина роста бездуховности - нормы общества. И отношение к ним личности.
Удовлетворение потребностей человека происходит не в вакууме, а в обществе, которое всегда организовано общественно-историческими нормами. Нормы общества X века не похожи на нормы XX века, а нормы миллионера - на нормы бедняка.
Отношение потребности данного человека к господствующей общественно-исторической норме ее удовлетворения проявляется двояко: либо нормы сохраняются, либо преодолеваются.
Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм, бытующих в данном обществе, в данное время.
Потребности развития преодолевают нормы. Схема развития общественно-исторических норм человеческих потребностей следующая.
Человек, движимый заложенной в нем потребностью, ищет пути ее удовлетворения. Вооружаясь знаниями, умениями, навыками, он достигает цели. Его успешный опыт вооружает других. Другие культивируют этот опыт в общественной среде как некую новую норму. Появляется новая личность, которая, движимая своими потребностями, эту норму превышает. Новый успешный путь удовлетворения потребностей данной личности входит в опыт других. Возникает новая общественно-историческая норма.
В пределах данной среды эта норма определяет состав и содержание конкретных потребностей отдельных людей. Так человек неизменно выступает как продукт общественного развития.
Социальная потребность развития "для себя" проявляется стремлением улучшить свое общественное положение, а социальная потребность развития "для других" требует совершенствования самих норм или улучшения норм какой-либо социальной группы.
Идеальная потребность сохранения удовлетворяется простым усвоением объема и уровня знаний, достигнутых к настоящему времени обществом, а идеальная потребность развития вынуждает стремиться к непознанному, никем ранее не изведанному, не известному никому.
Потребности общественного развития начинают работать лишь тогда, когда они становятся потребностями большинства составляющих общество людей.
Что делать, чтобы духовная сила общества возрастала?
Надо, чтобы духовные потребности были пущи большинству людей и востребованы общественными нормами. Тогда и только тогда они могут влиять на трансформацию потребностей каждого члена общества. Для того чтобы человек относился к общественным потребностям, как к своим личным, а общество, в котором он живет, воспринималось им как лично ему необходимое общество, нужно соблюдать два обязательных условия.
Первое: материальные, социальные, идеальные потребности каждого члена общества должны быть увязаны с потребностями развития и совершенствования данного общественного производства.
Второе: система производственных отношений общества должна обеспечить возможность не только надежного перспективного прогнозирования удовлетворения потребностей каждого члена данного общества, но и его личного влияния на этот прогноз.
Эти связи человека и общества должны быть наглядными, очевидными. Человек постоянно и непрерывно должен получать подтверждение существования такой связи (как в хорошей, любящей семье это ощущает ребенок).
Если какие-то решения, от которых зависит успех или неуспех хода дела, принимаются помимо меня, если я не в состоянии представить себе отчетливо, как эти решения скажутся на удовлетворении моих потребностей, то механизм прогнозирования не срабатывает, эмоции не включаются, дела не двигаются, знания не становятся убеждениями.
Этот механизм заложен в структуре общества, каждой семьи, отдельной судьбы.
Как все-таки победить бездуховность? Бездуховность - болезнь, бедствие, грозящее человечеству и каждому из нас более губительными последствиями, чем рак или СПИД. На каждом шагу мы постоянно сталкиваемся с тем или иным его проявлением. Корень зла бездуховности в невежестве - в непонимании движущих сил любого поступка человека. Тут не помогут ни уговоры, ни тюрьмы. Надо знать, как победить эту болезнь.
Признавая реальность и неистребимость всех потребностей человека, мы должны на первое место поставить заботу о формировании духовных потребностей - стремление действовать, поступать, мыслить в уважении и внимании к правде и добру, а не из страха наказания или корыстных видов награды, похвалы.
Альтруизму можно учить, как учат языку!
Воспитание духовности начинается с самых элементарных правил - вежливости, внимания к окружающим людям, с мелочей, культуры взаимоотношений, основанных на доброте и внимании, культуре поведения, быта, дисциплины.
Как мы уже видели на примере с изучением иностранного языка, через сознание воспитание воздействует на подсознание, закладывается в нормы жизни, поведения, представления, и тогда мы можем надеяться на работу сверхсознания воспитуемого.
Прямой путь к подсознанию - подражание. Никакие призывы, разъяснения, декларации не заставят человека вести себя должным образом, если в ближайшем окружении он будет видеть противоположные примеры. Чтобы воспитывать других, надо воспитывать себя. Воспитывать других можно только через себя. Вопрос о воспитании сводится лишь к одному - как жить самому?
Ни общения, ни сопереживания, ни "душевные" контакты (проповеди и лекции) сами по себе не вооружают человека. Человек нуждается в реальной помощи - в повышении своей вооруженности для удовлетворения своих потребностей. А мы их уже знаем! Индивидуальность -это прежде всего сочетание потребностей и их вооруженность.
Недостача врожденной вооруженности (предынформи-рованности) к данному виду деятельности, т.е. отсутствие способностей, порождает отрицательные эмоции, по силе не уступающие разочарованию в себе, ощущение своей никчемности, профессиональной, человеческой несостоятельности, профессиональной некомпетентности.
Почему человек употребляет алкоголь или наркотики? Он глушит отделы мозга, упрощая тем самым путь к удовлетворению своих потребностей. В таком состоянии ему проще жить - не надо знать, уметь, соблюдать нормы, отвечать за что-то. Наказывать таких людей бесполезно. Есть только один путь - вооружать человека знаниями, умениями, навыками, в том числе профессиональными, опытом, дающим ему возможность использовать свои силы для достижения цели. Стремление к вооруженности должно поддерживаться и всячески стимулироваться обществом.
В любой экстремальной ситуации вооруженность человека позволит ему продолжать активный поиск новых способов преодоления неблагоприятных ситуаций. А если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность не позволит человеку дезорганизовать себя.
Надо заблаговременно воспитывать (т.е. вооружать) те социальные и идеальные потребности, которые должны занять господствующее положение в практических ситуациях, оттеснив потребности самосохранения и личных эгоистических амбиций на второй план.
Итак, духовность лежит в основе потребностей каждого человека, она неистребима даже в заядлом бюрократе, формалисте и преступнике.
Как происходит актуализация потребности?
Актуальная (т.е. самая насущная, необходимая) для человека, но неосознаваемая потребность (например, недостаток в организме витамина группы В) сталкивается с информацией, вооружающей эту потребность способами и средствами удовлетворения. Человек пробует. У него получается. Возникают положительные эмоции. Положительные эмоции укрепляют потребность. Усиленная потребность уже более высокого ранга способна породить новую, перспективную цель. Так происходит возвышение потребностей.
Для того чтобы вооружать человека способами удовлетворения его потребностей, надо прежде всего эти потребности знать.
Знакомая вам уже Елочка показывает, в какой идеальной иерархии они должны бы располагаться.
Обычно эгоисты и обыватели обладают роскошным зеленым нижним ярусом, а где-то около социального яруса "для других" иголочки у них усохшие.
У неразумных альтруистов один бок Елочки будет непомерно богат ветками, а противоположная сторона - "голенькой". У Гитлера, Сталина, Садата и других подобных им личностей социальные потребности "для себя" чрезвычайно развиты, а социальные потребности "для других" усохли. Вообще надо знать, что витальные потребности есть и у микроба, и у растения, и у животного; социальные потребности в варианте "для других" свойственны и многим высокоорганизованным животным, а вот человек как особый вид популяции начинается по-настоящему с поиска идеала, а значит, со стремления к истине. Потребност-но-информационный подход как будто соединяет религию и науку. Только опираясь на истинные знания, религия будет приниматься безоговорочно, и только истинная наука придет к Богу как истине, добру, любви.
Я думаю, не ошибусь - каждый человек хочет быть совершенным, прекрасным, гармонично развитым, и путь к этому открыт для любого. Станьте, как зеленая Елочка.
Зная свои потребности, их иерархию (что выше, что ниже, что ближе к духовности, что дальше от нее), мы можем научиться ими управлять. Эмоция - индикатор потребности. Чему я радуюсь? Чем огорчаюсь? Почему? На какой "ветке" висит моя потребность, заставившая меня расплакаться, рассердиться, испытать страх или любовь? -На нижней?!.. На средней?! Или на верхней?! Ниже порога духовности человека? Ближе к животному или человеку?..
Надо приучить себя почаще задавать себе вопросы: для чего я живу? Зачем учусь, хожу на работу? Для чего существует учреждение, в которое я хожу? Для чего завожу детей? Для чего делаю то или это? На какой ветке это все висит?
Потребностно-информационная теория дает в руки человеку - родителям, воспитателям, педагогам, медикам, социологам, людям науки и культуры, руководителям коллективов - всем, кто так или иначе соприкасается с другим человеком, ключ к реалистическому пониманию себя и других, путь к воспитанию.

© poopsie-toy.ru, 2024
Женский взгляд