Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей. Пальчиковая гимнастика для малышей. консультация (младшая группа) на тему Пальчиковая гимнастика про сороку

09.12.2023

подготовила

Пальчиковая гимнастика и ее роль

в развитии речи детей.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известные всем «Сорока-белобока…», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей.

Известный педагог сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти

выводы не случайны.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.

9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.

10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Какие задачи решает педагог при развитии мелкой моторики рук ребенка?

· Стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.

· Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями.

· Подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

· Способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.

· Способствует развитию эмоциональной выразительности.

Группы и виды пальчиковых игр

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I .группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключатся с одного движения на другое.

II .группа. Упражнения для пальцев условно статические.

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III . группа. Упражнения для пальцев динамические.

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:

Игры – манипуляции . К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,

«Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.

Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

«Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.

Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя.

С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т. п.) одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно используют более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».

У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

· Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.

· Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

· Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;

2) взрослый выполняет движения руками ребенка;

3) ребенок выполняет движения своими руками.

· Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

· Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

· При выполнении упражнений необходимо вовлекать , по возможности, все пальцы руки.

· Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

· Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

· Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.

· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

· Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

· Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Примеры пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

«Сорока»

Сорока, сорока,

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой)

Где была? Далеко?

Кашу варила, деток кормила:

Этому дала,

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки).

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

«Сорока-белобока»

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.)

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашу варила, на порог скакала,

Гостей созывала.

Гости на двор – кашу на стол.

Этому дала на тарелочке,

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.)

Этому дала на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому не дала:

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.)

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

Идет коза рогатая,

(Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.)

Идет коза бодатая,

Ножками - топ-топ!

(Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.)

Глазками - хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

(Хлопают в ладоши.)

Того коза забодает, забодает.

«Ладушки»

Ладушки, ладушки

(Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.)

Где были? У бабушки.

Что ели – кашку, что пили – бражку,

Бражка сладенька,

Кашка масленька,

Ложка маленька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шшшу – полетели, полетели

На головку сели.

«Оладушки»

Бабушка, бабушка

(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.)

Испекла оладушки.

Один Машеньке,

Один Коленьке…

И т. д., перечисляя всех детей.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Хлопают в ладоши.)

«Прятки»

В прятки пальчики играли

(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

«Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

(Поднимают большой палец вертикально.)

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

«Фонарики»

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!

(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!

(пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.

«Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

(Дети показывают большие пальцы на обеих руках.)

С этим братцем в лес ходил.

(Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Примеры пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.

«Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.))

Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять….

(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим,

указательный с указательным и т. д.)

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередное касание.)

(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.»

Приходили прямо к дому

(Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.)

А мизинчик-малышок

(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставляются вверх.)

Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики - друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)

«За работу»

(Пальцы сжаты в кулачок.

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку - дрова рубить.

(Разгибаем большой палец.)

Печки все – тебе топить.

(Разгибаем указательный и т. д.)

Тебе – воду носить.

А тебе – обед варить

А тебе – посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)

«Пальчики ложатся спать»

(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик - прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!

(Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

«Домик»

(Пальцы сжать в кулачок.

Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)

(Разгибаем пальцы.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять -

(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

«Дружные пальчики»

(Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному,

начиная с большого.)

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а это – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

«В конце снова сжимают пальцы в кулак,

но большой кладут сверху.)

«Пять маленьких братьев»

(Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.)

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

Не зря его называют указательным.

Третий твой палец – как раз посередине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,

Неповторимый он и упрямый.

Совсем как в семье, братец младший – любимец,

По счету он пятый.

Зовется мизинец.

«Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят за столами

И ритмично, поочередно, скачками согласно тексту

двигают по поверхности стола от себя к его

противоположному краю прямые пальцы обеих рук.)

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены

вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые - догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики - бегом,

(Движение средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые-пешком.

(Медленное движение безымянных пальцев по

поверхности стола.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

(Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.)

Мы морковку трем, трем,

((Потирают кулак о кулак.)

Мы капусту солим, солим,

(Имитируют посыпание солью.)

Мы капусту жмем, жмем.

(Интенсивно сжимают и разжимают кулаки.)

«Замок»

На двери висит замок.

(Дети сжимают пальцы в замочек.)

Кто его открыть не смог?

(Пожимают плечами.)

Мы замочек потянули,

(Тянут в стороны сцепленные кисти.)

Мы замочек покрутили,

(Крутят сцепленные кисти.)

Мы замочком постучали

(Стучат основанием кистей друг о друга.)

И открыли!

(Разводят кисти в стороны.)

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Дети изображают ладоням «цветок с закрытыми лепестками».)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Разводят пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмичные движения пальцами - вместе и врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Дети изображают кистями рук «корни».

Список литературы

1. Александрова на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. / // Дошкольная педагогика. – 2008. №7.

2. Бардышева игры. – – дидактика», 2006.

3., Мирясова игры для развития речи дошкольников. М., 1999.

4. Коноваленко и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / , . – М.: -пресс», 2000.

5. Крупенчук игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

7. Рузина пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. СПб., 2000.

8. Савина гимнастика для развития речи дошкольников, М., 1999.

9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

10. Соколова, с пальчиками. – М.: 2004.

11.Ткаченко мотрика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.

12. Цвынтарный пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

"Сорока-ворона..."

Сорока-ворона
Кашу варила
Деток кормила. (загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
...а этому не дала
Ты дров не рубил
Воды не носил..

"Дружная семья" (поочерёдно загибать пальчики на ручке)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!

"Кулачок-Ванюша"
Ванька-встанька
Ванька-встанька (спрятать большой пальчик в кулачек)
Просыпайся, улыбайся!
Тук-тук, тук-тук. (постучать по кулачку пальчиком ребёнка)
Ванька-встанька тут как тут! (большой пальчик выскакивает из кулачка)

"Здравствуй, солнце золотое..." (поочерёдно загибать пальчики на ручке)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю!

"Оладушки" (постепенно по ходу стишка загибаем по 2 пальчика)
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два,
Паше - два,
Ване - два,
Тане - два,
Маше - два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

"Белка"

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки (гладим всю ладошку)

Лисичке - сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому. (гладим и загибаем каждый пальчик)

"Пальчики в лесу"

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб искал,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

"Капустка"

Мы капустку рубим-рубим,

(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим,

(поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмем-жмем.

(сжимать и разжимать кулачки)

"Колыбельная"(поочерёдно загибать пальчики на ручке)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик лишь уснул,

Этот крепко, крепко спит

Тихо носиком сопит...

Что нужно сделать, чтобы проснуться утром легко вашему малышу? Наша подборка стишков поможет вам разрешить эту проблему.

ПРОСЫПАЛОЧКА

"Вот и мой сладкий..."
Вот и мой сладкий
Проснулся в кроватке!
Дом тебя встречает,
Птички напевают,
Солнышко голубит,
А мама - просто любит!

УМЫВАЛОЧКИ

"Водичка, водичка..."
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Водичка-водичка,
Умой (имя ребёнка) личико,
(Имя) кушал кашку,
Испачкал мордашку.
Чтобы (имя) был
Чистым всегда,
Помоги, водичка,
Умыть (имя) личико.

"Глазки..."
Глазки, вы будете в жмурки играть?

Мы в ванную срочно идем умывать
Щечку одну и щечку другую,
Умоем улыбку твою озорную.
А в глазках мешается капелька сна:
Мы глазки умоем, ты нам не нужна!
Я твой подбородушек мыть не боюсь,
Хотя тянешь шейку ты важно, как гусь!
Ты помнишь, как пар паровоз выпускал?
Вот нужно, чтоб носик твой так же сказал!
А лобик умоем особым путем,
Чтоб светлые мысли рождалися в нем!
Вот мы и умылись с тобой, не спеша.
Нет чище теперь моего малыша!

"Лады-лады"

Ой, лады, лады,

(показать ладошки, покрутить кистями рук вверх-вниз)

Не боимся мы воды,

(притопнуть одной ногой)

Чисто умываемся,

(плавные круговые движения руками около лица, не дотрагиваясь до него)

Маме улыбаемся.

(руки широко развести и улыбнуться)

"Медведь"
Медведь по лесу бродит, (показываем медведя, идем в развалочку)
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мёд
И в рот к себе кладёт. ("достаем" мед рукой и кладем в рот)
Облизывает лапу
Сластёна косолапый,
А пчёлы налетают,
Медведя прогоняют. («отмахиваемся» от пчел)
А пчёлы жалят мишку:
«Не ешь наш мёд, воришка». (щипаем за нос и щеки)
Бредёт лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (идем в перевалочку)
Ложится, засыпает
И пчёлок вспоминает. (ложимся, засыпаем)

"Зайчик"
Раз-два-три-четыре-пять, (берем зайчика (игрушку), прыгаем)
Вышел зайчик поскакать. (вверх-вниз)
Огляделся, (вращаем голову зайчика)
Повертелся, (вращаем игрушку)
Посмотрел наверх и вниз (наклоняем вперед-назад)
Пробежался, (бежим)
Забоялся.... (прячем за спину)
Где ты, зайчик, отзовись! (показываем)

"Тики-так..."

Тики-так, тики-так (голова вправо-влево)
Так ходики стучат.
Туки-так, туки-так (хлопаем в ладоши)
Так колёса стучат.
Токи-ток, токи-ток (стучим кулачком по столу)
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток (стучим ножками по полу)
Так стучит каблучок.

"Ладушки, ладушки..."

Ладушки, ладушки, ладушки, (хлопаем в ладоши)
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели! (показываем ручками полет)
На головочку сели! (ручки кладем на головку)
Сели,
Посидели,
И опять полетели! (показваем полет)

"Совушка-сова..."

Совушка-сова (издаем звуки совы)
Совушка-сова,
Большая голова, (показываем большую голову совы)
На пеньке сидит, (приседаем)
Головой вертит, (вертим головой в разные стороны)
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак Полетит! (убегаем, показывая полет)

"Улитка"
Улитка, улитка, (демонстрирует улитку)
Высунь рога, (показываем два пальчика на голове, как рога у улитки)
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке, (демонстрируем, как ползет улитка)
Дам тебе лепешки.

"Жили у бабуси..."
Жили у бабуси
Два веселых гуся: (показываем два пальчика и веселимся при этом)
Один - серый,
Другой - белый,-
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки (показываем как моют гуси лапки)
В луже у канавки.
Один - серый,
Другой - белый,-
Спрятались в канавке. (прячемся так, чтобы никому не было видно)

Вот кричит бабуся: (ведущий ищет гусей)
Ой, пропали гуси!
Один - серый,
Другой - белый,-
Гуси мои, гуси.

Выходили гуси, (выходим из укрытия)
Кланялись бабусе. (кланяемся ведущему)
Один - серый,
Другой - белый,-
Кланялись бабусе

"Идет коза рогатая..."
Идет коза рогатая (демонстрируем рога у козы и передвигаемся)
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, (топаем ножками)
Глазками хлоп-хлоп, (хлопаем глазками)
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет -
Забодает, (бодаем рогами)
Забодает,
Забодает!

"Ехали-ехали"

На лошадке ехали, в огород заехали (легкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи)

Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопки: два коротких, один длинный)

На машине ехали, до угла доехали. (повороты руками, которые будто держат руль)

Би-би-би! Би-би-би! (большими пальцами подавить "сигнал")

Паровозом ехали, до горы доехали. (рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз-вверх, вверх-вниз и т.д.)

У-у! (широкое движение рукой сверху вниз)

"Старый Мак"

Старый Мак хозяйство вел

Ай-ай, ай-ай.

Там он курочек развел

Ай-ай,ай-ай,

И теперь повсюду слышно:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

"ко-ко-ко" оттуда,

"ко-ко-ко" отсюда,

"ко-ко-ко, ко-ко-ко" - отовсюду.

Конечно на месте курочек могут быть и утята, и гусята, и коровки, и лошадки, и киски.... да кто угодно. При этом можете изображать животное вместе со своим малышом.

"Тише мыши"

Тише мыши (палец к губам)

Кот на крыше (этим же пальцем показываем вверх)

А котята еще выше (обеими руками, вытягиваясь, показываем как высоко)

Кот пошел за молоком (шагаем на месте)

А котята кувырком (двумя руками одновременно вертим перед собой)

Кот пришел без молока (шагаем на месте)

А котята ха-ха-ха (прикрываем рот ладошкой и так "хохочем")

Поиграем.
Возьмите несколько маленьких листочков для записей, разделите каждый линиями на четыре квадрата. В три "ячейки" зафиксируйте по наклейке одного типа (скажем, три цветочка или три бабочки). Предложите малышу заполнить пустой квадрат и обосновать свой выбор. Можно заполнить все четыре квадрата, допустив одну ошибку. Например, среди морских жителей вклеить птичку. Попросите ребенка отыскать ошибку и объяснить, почему лишняя именно птица. Выполняют такие задания малыши куда охотнее, чем с обычными карточками. Ведь клеить наклейки - это так интересно!

Татьяна Перцева
Конспект театрализованного занятия «Сорока-Белобока» (1 младшая группа)

ЦЕЛЬ : Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, учить понимать его смысл.

Формировать познавательно-речевую активность, память, внимание.

Вызвать положительный отклик на происходящее.

МАТЕРИАЛ : Пальчиковый театр куклы котик ,мышка, Сорока . Ширма для пальчикого театра .

Ход ЗАНЯТИЯ:

Педагог : Есть у меня одна добрая знакомая. Зовут её Сорока-Белобока . Я приглашаю отправиться к ней в гости, но туда мы не пойдём, а полетим.

Вот и домик Сороки-Белобоки . Но почему весит замок?

Сорока : Ребята, откройте меня пожалуйста, помогите!

Педагог : Поможем, ребятки?

(ответ детей) .

Пальчиковая игра «Замок» .

На двери весит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, повертели,

Постучали и открыли!

Заходите пожалуйста!

Сорока : Вот спасибо, ребятки! За моё освобождение я праздник устрою, угощения приготовлю, всех друзей собиру!

Пальчиковая гимнастика «Сорока-Белобока » .

Сорока-Белобока

Дрова рубила,

Печку топила,

Кашу варила,

Так говорила :

«Этому каши дам,

И этому каши дам,

И этому дам,

И этому дам.

А этому не дам,

За водой он не летал,

Пол в избе не подметал,

Всё на печке лежал

Больно он ленивый стал

Не дам ему каши!

Педагог : Вот и угощение готово!

Сорока-Белобока

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей созывала,

Гости услыхали,

Быть обещали!

Кот : Мяу-Мяу!

Педагог : Ребята, кто это в гости пришёл?

(Кот Васька)

А вы помните его, он у бабушки живёт!

Давайте поздороваемся с Васькой и расскажем ему потешку, про него.

Котик серенький присел,

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

Вот какой кот Васька!

Мышка : Пи-пи-пи! Здравствуйте, ребятки! А я успела в гости? (Да)

Педагог : Сорока-Белобока , гостей всех напоила, накормила.

Гости попили, поели, поиграть захотели. А как –не знают.

Кот предложил в «Кошки-мышки» .

Игра : Водят мыши хоровод.

На пригорке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите!

Кота-Ваську не будите!

Вот проснётся Васька-кот

Разобьёт ваш хоровод!

Педагог : Понравилось вам, ребятки у Сороки ?

Чем угощала гостей Сорока ?

Кто приходил в гости?

Сорока : Спасибо вам ребята, открыли замок, побывали у меня в гостях! Я идля вас угощения приготовила, угощайтесь, пожалуйста!

(Дети благодарят Сороку и уходят ) .

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Зимующие птицы. Сорока» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Зимующие птицы. Сорока» Воспитатель: Детяткова Л. В. Тема: «Зимующие.

Конспект занятия по рисованию «Сорока-белобока» Автор Л. В. РосляковаТема: «Сорока белобока»рисование, средняя группа Цель: Создание живописного образа сороки белобоки в движении. Задачи.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе дидактическая игра «К нам сорока прилетела» Цель: Обучение детей диалогической речи. Программное содержание: 1. Учить детей поддерживать диалог на заданную тему. 2. Закрепить умение.

Сценарий развлечения в старшей группе «Сорока-ворона» ЦЕЛЬ: Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации. Приобщать детей.

8 марта по народному календарю - Поликарпов день Святой Поликарп был учеником апостола Иоанна, впоследствии стал епископом Смирнским..

Дети дошкольного возраста очень любят пальчиковые игры. Пальчиковые игры не только забавляют детей, помогают создать радостное настроение (что, согласитесь, тоже немаловажно), но и способствуют развитию речи малышей. Доказано, что тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга.
Ниже приводятся варианты пальчиковых игр.


Сорока-белобока

Выполняют круговые движения указательным пальцем правой руки по ладони левой руки:
- Сорока-сорока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают большой, указательный, средний, безымянный пальцы:
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,

Покачивая мизинец, говорят:
- А этому не дала:
- Он дров не рубил,

- Воду не носил,
- Каши не варил -
- Ему ничего нет!


Мало кто знает, что любимую всеми "Сороку-белобоку" можно продолжить:

Поглаживая руку ребёнка у запястья, говорят:
Знай наперед:
Здесь водичка холодненька,
Поглаживая в области локтя:
Здесь тепленька,
Поглаживая у плеча:
Здесь горяченька,
Щекотят под мышкой:
А здесь – кипяток, кипяток!

Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления, например:

Замок

Ручки складываются в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы),
- Покрутили (не расцепляя пальцы, одну руку поворачиваете к себе, другую от себя, попеременно меняя их),
- Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
- И открыли (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны)!


На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему. Например:


Три медведя

Сидели три медведя (сжимать пальцы рук в кулак и разжимать-3 раза)

В избушке за столом (показать "крышу" над головой и "стол" перед собой).

Муку они мололи (круговые движения кулачком по по ладошке) ,

Чтоб печь пирог потом.

Раз-кхе, кхе, два-кхе, кхе (показать указательный палец одной руки, затем другой)

Все испачкались в муке (отряхнуть ладошки).

Нос в муке (потереть нос),

Хвост в муке (показать"хвост"),

Уши в кислом молоке (потереть уши).


Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаете пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)

И в лукошко собираю (обе ладошки складываете перед собой чашечкой).

Будет полное лукошко (одну ладошку, сложенную лодочкой накрываете другой).

Я попробую немножко,

И поем ещё чуть-чуть (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаём воображаемые ягодки и оправляем их в рот).

Лёгким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики "убегают").


Дом

Молоточком я стучу (постучать кулачками друг о друга),

Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук),

Строю я высокий дом (поднять руки с соединёнными пальчиками вверх),

Буду жить я в доме том (похлопать ладошками).


Мы сегодня рисовали

Мы сегодня рисовали (имитируем рисование),

Наши пальчики устали (плавно поднимаем руки перед собой),

Наши пальчики встряхнём (встряхиваем пальчики),

Рисовать опять начнём (имитируем рисование).


Дождик

Дождик, дождик, поливай (указательным пальцем постукиваем по ладони другой),

Будет хлеба каравай (образовать руками перед собой круг),

Будут булки, будут сушки (похлопывать поочерёдно одной ладонью о другую),

Будут вкусные ватрушки (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая круг).

Пальчик-мальчик

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев начиная с указательного.


Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Белка

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.


Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.


Помощник

пальчиковая гимнастика

Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
- Сорока-белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.

Или, как вариант:

Этому не дала:
- Ты воды не носил,

- Дров не рубил,

- Каши не варил -

- Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их .
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

- С этим братцем щи варил.

- С этим братцем песни пел.

- С этим - в дудочку дудел.

Этот пальчик.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,

- этот пальчик - батюшка,

- Ну а этот пальчик - я.

- Вот и вся моя семья.

Пальчики .
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
- Этот пальчик хочет спать.
- Этот пальчик - прыг в кровать!
- Этот пальчик прикорнул.
- Этот пальчик уж заснул.
- Встали пальчики. Ура!

- В детский сад идти пора.

Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка!

и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

Осьминог.
- Восемь пальчиков для ног -

- Получился осьминог.

- Сколько ног у осьминога?

- Много - Много!

Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Улитка.
- На одной скользящей ножке

- Домик, голова и рожки.

- Дай-ка пальчики сюда!

- То не пальчики - рога.

Изображаем пальчиками рожки улитки.

Кошка.
- Как у нашей кошки

- Беленькие ножки,

- Мяконькие лапки,

- Ноготки - царапки.

Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
- Поцарапаем немножко

- Не ребята мы, а кошки


Мышка.
- Как у нашей мышки

- Ножки-коротышки.

- Ножки мышкины спешат

- К сырной корке - и назад.

Изображаем пальчиками мышкины ножки.

Солнышко.
- Ножки вверх! Ножки вниз!
- Солнце, солнышко, качнись!

- Солнце с тучкою качнулось

- И Трезорке улыбнулось.

Пальчиками изображаем ножки Трезорки.

Солнышко:
- Утро красное пришло,

- Солнце ясное взошло.

- Стали лучики светить

- Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному
- Прилетели тучки

- Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок

Жук
- Шесть мелькает ножек-рук -
- Это убегает жук.

- Ты куда? - но нет ответа.

- Жук в траве укрылся где-то.

Изображаем пальчиками лапки жука.

Черепашка.
- "Сколько пыли, сколько сора -

- До дверей дойду не скоро", -

- И вздыхает тяжко

- Наша черепашка.

Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

Мишка.
- Мишка топает ногой,
- Мишка топает другой,

- Ух, как веселится

- В доме половица!

Топаем "ножками" - пальчиками.

А пока танцует Мишка,
- Мы похлопаем в ладоши.

- Вместе с лисонькой-плутишкой

- Будем зрителями тоже.
Хлопаем в ладоши.

Журавли.
- "До свиданья, до свиданья,
- Возвращайтесь поскорей!" -

- Провожаем, провожаем

- В путь-дорогу журавлей.

Машем ручкой вслед птицам.

- Крылышками машем:

- "До свиданья, Маша!

- Полетели мы на юг,

- Вспоминай нас, добрый друг!"
Ладошками изображаются крылья птиц.

Козел.
- "Вот какой козел рогатый!" -

- Рожки делают ребята.

- "Вот какие рожки

- У козла Тимошки!"

- Встрече Тимофей не рад -

- Грозно смотрит на ребят.

- "Уходите, вас не знаю:

- Забодаю, забодаю!"

Пальчиками изображаются козлиные рожки.

Рак.
- Как хватает рыбу рак?
- Да клешней своей - вот так!

- Манит он своей клешнею:

- "Пощипаемся с тобою!"

Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

Слоник.
- "Слоник, апельсин подай!" -

- "Угощайся попугай!"

- Слоник очень-очень рад,

- Что сильнее всех носат.

Пальчиком изображается хобот.

Слоник.
- «В зоопарке стоит слон.
- Уши, хобот, серый он.
- Головой своей кивает,
- Будто в гости приглашает»

Козочка - Шел старик дорогою
идти пальчиками по стол
- Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем,

постучать пальчиками по столу
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается,

снова показать рога
- А старик ругается.
погрозить пальчиком

Киска .
- Киска ниточки мотала

вращять руками,как бы наматывая нить на клубок
- И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
- Сколько стоит?
- Три рубля.Покупайте у меня!

показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони

Лошадка.
- Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх

Ой, ладушки.
- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
- На окно поставим, остывать заставим.
- А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помошник
- Топором дрова колю

имитировать действия топора,двигать вместе ладошками вверх-вниз
- А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы,двигать вместе ладошками вперед-назад
- Отнесу их бабушке,
показать ладоши
- Чтоб испечь оладушки.
похлопать ладонями друг о друга

Дом
- Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
- Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
- Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
- Буду жить я в доме том.
похлопать ладонями

Тесто
- Тесто ручками помнем

сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко

сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг-друга приглашай.

Капуста
- Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим солим

пальчики щепоткой-солим
- Мы капусту мнем мнем

ручками "мнем" капусту

Отдыхаем
- Мы сегодня рисовали,
имитировать рисование,плавно поднимать руки перед собой
- Наши пальчики устали,
- Наши пальчики встряхнем,
встряхивать кистями
- Рисовать опять начнем.
снова имитировать рисование

Дружба
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"

- Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

- Начинай считать опять.

- Раз, два, три, четыре, пять.

- Мы закончили считать

руки вниз, встряхнуть кистями

Отдохнем
- Наши пальчики просулись,
- Потянулись, потянулись…

- И встряхунлись…

выполняем все эти движения

- По ладошке побежали

по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
- Побежали, побежали,

- Поскакали, поскакали

изобразите эти движения

- И устали. Сели отдыхать

потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

Прятки
ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
- В прятки пальчики играли

- И головки убирали,
- Вот так,вот так,
- И головки убирали

Дождик
- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг

Строим стенку.

- Строим стенку,
- Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
- Добрались уже до крыши!
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
- Прорубили мы окошко,
- И дверку для кошки,
- И дырочку для мышки:

- Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

Квасим капусту

Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
- Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.
- Если я – капуста?
- Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
- Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят».
- Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
- А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.
- Все перемешаем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
- В бочки набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.
- В погреб опускаем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
- Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Улитка.

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
- Улитка-улитка,
- Отвори калитку,

- выходи из дома,
- Будем знакомы!
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
- Улитка-улитка,
- Высуни рога,
- Дам пирога!
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
- Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли…
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
(При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Гусеница.

- Гусеница, гусеница,
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
- Бабочкина дочка,
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
- По травинкам ползает,
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
- Кушает листочки:
И по другой стороне обратно.
- Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Поела

Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
- Спать захотела.
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
- Проснулась –
Постепенно расправляем ладони…
- Бабочкой обернулась!
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
- Полетела, полетела, полетела!
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

Круговорот воды в природе.

Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.
Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам
- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
- И в море большое-большое-большое впадает…
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
- А с моря в жару пар поднимается,
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.
Тучку изображают сцепленные над головой руки.
- Кап-кап
и т.д.


Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

© poopsie-toy.ru, 2024
Женский взгляд