Регистрация брака с таджиком в России: условия и порядок процедуры, получение гражданства. "Я ушла от него и не жалею": откровения таджички после развода Фиктивный брак с гражданином Таджикистана: причины и возможные последствия

28.11.2023

Браки и разводы в Таджикистане

Исламов Ф.С.
(Полностью раздел "Браки и разводы" опубликован в книге: Исламов Ф.С. Тенденции демографического развития Республики Таджикистан. Душанбе, Институт демографии АН Республики Таджикистан, 2005, с. 25-45 )

В социально-демографической литературе проблемам изучения развития брачно-семейных отношений посвящено много работ. Однако в исследовании этой проблематики имеются пробелы, в частности, специфика процессов брачности, мотивов вступления в брак в новых условиях, среди коренного населения Таджикистана, практически не изучена. Между тем, начавшийся в республике демографический переход выражается и в изменении семейно-брачных отношений. Знание закономерностей такого изменения в связи с перестройкой социально-экономических и других отношений является ключом к пониманию современных тенденций брачности как момента формирования нового типа воспроизводства населения.

Брачность населения создает, при прочих равных условиях, морально-этическое право на рождение детей. В условиях нерегулируемой рождаемости между брачностью и рождаемостью должна существовать прямая связь. Если рост брачности сопровождается медленным ростом рождаемости или ее снижением, то это свидетельствует, что в обществе распространяется планирование семьи.

За 1980-1989 годы число вступивших в брак увеличилось с 42,3 до 47,6 тыс. или на 12,5 процента, но общий коэффициент брачности снизился с 10,7 до 9,2 промилле .

С началом перестроечных процессов и становления рыночных отношений наблюдается быстрое снижение брачности населения. Это видно из данных таблицы 12.

Таблица 12. Динамика общего коэффициента брачности населения Таджикистана за 1991-2004 годы

Годы

Число зарегистрированных браков

На 1000 человек браков

Источник : Ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе, 2005. - С.27

За 1991-2004 годы число зарегистрированных браков уменьшилось на 16,2 процента. Общий коэффициент брачности за 1991-1998 годы снижался, а с 1999 по 2004 годы постепенно повышался, но по сравнению с 1991 годом ниже на 41,7 процента. Такую динамику брачности можно объяснить тем, что действительно в связи с ухудшением экономического положения семей число вступивших в брак уменьшилось, а с другой стороны, существует неполнота учета вступивших в брак. Это явление происходит по причине регистрации брачных пар по религиозным обычаям, но юридически не зарегистрированных.

В периодической печати в некоторых статьях с тревогой пишут о том, что в стране из-за высокого уровня внешней миграции, прежде всего мужчин в активном брачном возрасте, образовался «дефицит» женихов. Возможно, такие факты имеют место, но не надо абсолютизировать данную связь.

Обратимся по этому вопросу к нижеследующим статистическим данным (см. табл. 13).

Таблица 13. Доля женщин и мужчин Таджикистана, никогда не состоявших в браке в активном брачном возрасте в 1989 и 2000 годы (в %)

Источник : Семья и дети в Республике Таджикистан. - Душанбе: Госкомстат, 2002. -с. 35

Данные таблицы 13 показывают, что как доля мужчин, так и женщин, никогда не вступавших в брак, в возрасте с 18 по 29 лет имеет одинаковую тенденцию. При этом, доля таких мужчин в возрасте 20-24 лет гораздо выше, чем доля женщин. Следовательно, нельзя категорично утверждать о дефиците женихов, а правильнее говорить о «дефиците» невест по возрастной группе 20-24 года. В 1989 году на одну никогда не состоявшую в браке женщину в возрасте 18-24 года приходилось 1,8 мужчин этого же возраста, а в 2000 году - 1,72.

В возрастной группе 25-29 лет эта цифра составила в 1989 году - 1,4, а в 2000 году - 1,9 мужчин. На самом деле главная причина уменьшения числа вступивших в брак как мужчин, так и женщин - в ухудшении экономических условий жизни, которые не позволяют женихам иметь средства на приобретение жилья, одежды, необходимой семейной утвари, проведение свадебных мероприятий.

Данные о числе состоявшего в браке населения по полу и возрасту представлены в таблице 14.

Таблица 14 Число состоящих в браке на 1000 лиц данного пола и возраста в Таджикистане в 1989 и 2000 годы

Возраст, лет

Мужчины

Женщины

Все население в возрасте 15 лет и старше

Источник : Семья и дети в Республике Таджикистан. - Душанбе: Госкомстат, 2002. - С. 36

Из данных таблицы 14 видно, что доля состоящих в браке мужчин уменьшилась на 24 человека на 1000 лиц в возрасте 15 лет и старше, а женщин - всего на 1 человека. В разрезе возрастной группы 15-17 лет более быстро увеличивается доля женщин, состоящих в браке (более чем в 4 раза), а доля мужчин увеличилась на 1 человека.

Доля женщин, состоящих в браке в возрасте 18-19 лет, многократно выше, чем доля мужчин. Преобладание доли женщин, состоящих в браке, над мужчинами наблюдается до возрастной группы 30-34 лет, а затем во всех последующих возрастах наблюдается преобладание состоящих в браке мужчин по сравнению с женщинами. Эти тенденции происходят на фоне более высокой доли овдовевших женщин по сравнению с числом вдовцов-мужчин, что в большей части объясняется прошедшей в Таджикистане гражданской войной и ее последствиями. Так, доля вдовцов-мужчин в 1989 году в возрасте 15 лет и старше составляла - 20, а в 2000 - 25 человек на 1000 лиц этого возраста, доля вдовых женщин уменьшилась со 100 до 95 человек, однако число вдовых женщин превосходит вдовцов-мужчин почти в пять раз, и такое преобладание наблюдается во всех возрастных группах. Следует также отметить, что за 1989-2000 годы доля вдовых как мужчин, так и женщин увеличилась по некоторым возрастным группам до 3-4 раз, при существенном преобладании числа вдов-женщин над мужчинами. Такое соотношение вдов и вдовцов, помимо выше указанной причины, в целом объясняется преобладанием мужской смертности над женской.

Не подтверждается статистикой мнение некоторых экономистов Таджикистана, что выезд за пределы страны преимущественно лиц мужского пола способствовал увеличению среднего возраста вступления женщин в брак. Однако статистические материалы указывают на обратную тенденцию, (см. табл. 15), Так, среди мужчин средний возраст вступления в брак в 1991 году составлял 25,68 лет, в т.ч. у вступивших в первый брак - 24,45 лет, а в 1999 году эти цифры соответственно составили 24,71 и 24,02 лет. Средний возраст вступления в повторный брак также снизился - с 37,57 до 35,40 лет.

Таблица 15. Средний возраст вступления в первый и повторный брак мужчин и женщин Республики Таджикистан

Первые браки

Повторные браки

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Сложившаяся тенденция в возрасте вступления населения в брак не является особенностью Таджикистана. Она также характерна для России и многих европейских стран.

Анализ литературных источников последнего десятилетия показывает, что какой-либо четкой закономерности в возрасте вступления в брак населения не наблюдается. Так, если в 1994-1995 годах этот показатель в России снизился, то в 2001 году повысился . Такая же динамика наблюдается в ряде других стран мира.

В Таджикистане средний возраст вступления в первый брак в ближайшие годы также будет колебаться. Проведенные автором частные беседы с родителями показали, что они в основном стремятся быстрее женить сыновей или выдать замуж своих дочерей по следующим мотивам:

  • тяжелое экономическое положение семей невест, что стимулирует желание родителей выдавать дочерей замуж;
  • ухудшение морального климата в обществе, называемого «демократизацией» жизни, что стимулирует родителей, во избежание антиморальных действий со стороны девушек, быстрее выдавать дочерей замуж;
  • нежелание многих родителей в 18-19 лет отправлять своих сыновей на службу в армию, учитывая наличие определенных негативных ситуаций в армии.

Эти выводы подтверждаются также следующими данными. Так, состоящих в браке мужчин в возрасте 15-17 лет в Таджикистане было в 1989 году - 0,7 тысячи, женщин - 1,5 тысячи, а в 2000 году эти цифры соответственно составили 1,2 тысячи, и 8,7 тысячи человек .

Таким образом, происходящие процессы на брачном рынке Таджикистана нельзя связывать только с активизацией внешней миграции населения. Эти процессы находятся под влиянием перестроечных процессов не только в Таджикистане, но и в странах СНГ, а также в ряде других зарубежных стран.

Выявленные выше особенности в брачности населения Таджикистана в трансформационный период нашли определенное подтверждение в материалах социологического опроса, проведенного Институтом демографии Академии наук Республики Таджикистан в 2005 году.

Становление рыночной экономики и происшедшие политические события оказали серьезное влияние на динамику всех демографических процессов, на сложившиеся жизненные ценности, на мотивационное поведение населения. В этом плане большой научный и практический интерес представляет изучение мотивов вступления в брак. Для этого Институт демографии Академии наук Республики Таджикистан в 2005 году провел социологический анкетный опрос 977 женщин и мужчин в ряде городов и сел Республики Таджикистан.

Результаты исследования представлены в таблице 16.

Таблица 16. Основные мотивы вступления в брак населения Республики Таджикистан (опрос 2005 года, в %)

Мотивы вступления в брак

Мужчины

Женщины

Всего

1. Отношения любви и взаимного уважения

2. Улучшение материального положения

3. Желание улучшить жилплощадь

4. Во избежание одиночества

5. По желанию родителей

Из данных таблицы 16 видно, что более 50 процентов юношей и девушек вступают в брак по любви. Это важный показатель для формирования эгалитарных типов семей.

Около четверти опрошенных мужчин и треть женщин вступали в брак по желанию родителей, что свидетельствует о серьезном влиянии традиций и обычаев на формирование семьи. На третьем месте стоит материальный мотив и на четвертом - психологический мотив. К другим мотивам относятся - желание иметь семью, желание иметь детей, производить потомство и т.д. На долю этого мотива приходится, в целом 3,9 процента опрошенных.

Сравнение полученных данных с результатами социологического исследования в 1983-1984 годах показывает, что, как и прежде, первое место среди мотивов вступления в брак занимают возникшие отношения любви и взаимного уважения. В 1983 году на долю этого мотива приходилось 44,9%, спустя 22 года - 54,2%.

По обследованию 1983 года второе место по значимости вступления брак занимало желание родителей - около 30%, а по обследованию 2005 года - 26,6%.

Третье место, по обследованию 1983 года, занимал мотив улучшения материального положения, а в 2005 году - избежание одиночества и на четвертом месте в 1983 году был мотив избежать одиночества, а в 2005 году - улучшение материального положения .

Отсюда следует, что спустя 22 года главенствующие мотивы вступления в брак - «возникшие отношения любви и взаимного уважения» и «по желанию родителей» остаются в силе.

В новых условиях наблюдается значительное снижение числа браков, что требует изучения причин и мотивов такой динамики. Для этого обратимся к материалам таблицы 17.

Таблица 17. Мотивы, сдерживающие молодежь от вступления в брак в Республике Таджикистан (опрос 2005 г), в %

Мотивы

г. Душанбе

Хатлонская область

Согдийская область

Всего

Отсутствие средств для свадьбы

Отсутствие жилья

Не нашел желаемого спутника жизни

Плохое здоровье

Хочу иметь хороший доход, чтобы содержать семью

Хочу завершить учебу

Отсутствие желания для вступления в брак

Из таблицы 17 видно, что главным мотивом, сдерживающим вступление женщин в брак, является - «Не нашла желаемого спутника жизни» (38,7 %), а для мужчин - «Желание завершить учебу» (23,2%).

Если сгруппировать эти мотивы на экономические и социально-психологические, то экономические мотивы, сдерживающие мужчин от вступления в брак, занимают (отсутствие средств для свадьбы, отсутствие жилья, желание иметь хороший доход) 59,6 процента, а для женщин этот мотив занимает 24,7 процента. Это объясняется тем, что для женщин эти мотивы сравнительно малозначимы, тогда как для мужчин они являются определяющими для вступления в брак.

Для женщин на первом месте стоит социально-психологический мотив («Не нашла желаемого спутника жизни» и «Хочу завершить учебу») - 64,5 процента. Мотив - «отсутствие желания для вступления в брак» объясняется стремлением молодежи получить образование, хороший заработок, отслужить юношам в армии и потом подумать о женитьбе и т.д. Иначе говоря, в жизни молодежи происходит ревизия жизненных ценностей.

При социализме учет брачности населения был поставлен хорошо. Двоеженство каралось законом и поэтому, в основном, в Таджикистане было распространено законно зарегистрированное однобрачие.

В новых условиях вопрос формирования семьи и брака значительно демократизировался, что породило развитие негласного института незарегистрированных браков.

В Республике Таджикистан незарегистрированные браки функционируют в двух формах.

Первая форма основана на религиозном заключении брака. Были семьи, которые всю жизнь прожили без государственной юридической регистрации, и лишь когда в старости вставал вопрос о пенсии, они вступали в официальную регистрацию. Такие формы заключения брака существуют и в настоящее время. Они относятся к незарегистрированным бракам.

Вторая форма незарегистрированных браков распространяется в связи с развитием рыночных отношений. Всем известно, что имеется много мужчин, которые, не разводясь с официально зарегистрированной женой, вступают во второй или третий брак (многоженство) на основе религиозной регистрации. Их точное число неизвестно, но все знают об этом факте. В основе этой формы брака лежит хорошее экономическое положение новых мужей и тяжелое экономическое положение части женщин, которые по тем или иным причинам не могут вступить в официальный брак или не могут прокормить себя и детей (по разным причинам), или не могут найти свободного жениха и поэтому соглашаются быть второй и третьей женой.

Религия Ислам и народный обычай в Республике Таджикистан осуждают добрачные сексуальные связи юношей и девушек. В новых условиях происходят серьезные сдвиги в этой области. Одной из причин, позволяющих молодежи неофициально вступать в сексуальные связи, является широкое распространение средств контрацепции и других медицинских методов сохранения «целомудрия» девушек. Однако эти процессы происходят не в рамках семьи, а во внесемейных отношениях между мужчинами и женщинами. Рост проституции, являясь спутником рыночной экономики, стал быстро распространяться среди населения, что, естественно, имеет далеко идущие демографические последствия. В свете изложенного встает вопрос: как относятся мужчины и женщины к наличию у них добрачного сексуального опыта?

Материалы проведенного Институтом демографии Академии наук Республики Таджикистан в 2005 году социологического опроса представлены в таблице 18.

Таблица 18. Мнение опрошенных о наличии опыта сексуальных отношений до вступления в брак в Республике Таджикистан (опрос 2005 года)

Территории

Одобряю

Против

Затруднились ответить

Итого

число

число

число

число

г. Душанбе

Согдийская область

Хатлонская область

В целом, 67,9 процента опрошенных против наличия сексуального опыта до вступления в брак, в том числе 71,7 процента женщин и 64,1 процента мужчин. Более 26 процентов мужчин и 13,3 % женщин одобряют наличие сексуального опыта и 9,7 мужчин и 15 процентов женщин затруднялись ответить на этот вопрос. Такое же мнение опрошенных зафиксировано в отдельных регионах Таджикистана. Изложенное свидетельствует о том, что вопрос сохранения целомудрия девушек и юношей в настоящее время сохраняет свое ведущее значение в брачно-семейных отношениях населения. Распространение среди части женщин проституции в большей степени связано с серьезными экономическими проблемами, с которыми может сталкиваться семья.

Следовательно, проблема укрепления моральных основ семьи и общества в современных условиях - проблема, прежде всего экономическая.

Экономические проблемы также породили практически в открытой, неофициальной форме многоженство. Этим «благом», конечно, пользуются не все мужчины, а только их зажиточная часть, которая имеет возможность содержать двух-трех жен. Доля таких мужчин невысока. Основная часть населения (наверно, небогатых) является однолюбами.

Из всех опрошенных 93,1 процента являются сторонниками иметь одну жену или одного мужа, в т.ч. 90,1 мужчин и 96,0 процента женщин. Вместе с этим, 4,8 процента, в т.ч. 2,8 женщин и 7,0 процента мужчин являются сторонниками иметь двух мужей (жен) и 1,5 процента желают иметь 3-4 жен, а 0,6 процента опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос.

В ответах респондентов имеются высказывания о том, что при благоприятных экономических условиях могли бы иметь еще одну жену, но пока этого сделать не могут. В целом, хотя многоженство имеет место в неофициальном виде, но доля этого феномена является небольшой. Основная часть населения ориентируется на одного мужа или одну жену.

В целом, респонденты выразили свое отношение к многоженству так: 50,0 процентов - отрицательно, 23,5 % затруднялись ответить и 26,5 процента относятся положительно.

Прошедшая гражданская война, в которой погибли десятки тысяч молодых юношей, развивающаяся безвозвратная внешняя миграция и экономические трудности в семьях, порожденные становлением рыночных отношений, являются основными причинами того, как интенсивно распространяется ситуация, при которой молодые женщины и девушки становятся вторыми или третьими женами.

Кроме этого, когда женщины идут на такой путь, то, по всей вероятности, они имеют какой-то мотив действия. Знание этих мотивов является чрезвычайно важным для разработки мер по формированию семьи и укреплению брачно-семейных отношений.

Проведенный опрос 220 женщин, которые являются 2-3 женами, позволил выявить мотивы их действий. Результаты опроса представлены в таблице 20.

Таблица 20. Мотивы вступления в неофициальный брак в качестве 2-3 жены женщин Pecпyблики Таджикистан (опрос 2005 г, в %)

Мотивы

Хатлонская область

Согдийская область

г. Душанбе

Итого

Отсутствие личного жилья

Не хочу, чтобы дети росли без отца

Возникшие отношения взаимоуважения

Стремление улучшить материальное положение

Желание улучшить жилищные условия

Избежание одиночества

Влияние родителей

Неудачный первый брак

Уход мужа

Другие причины

Из таблицы 20 видно, что 40,0 процентов женщин становятся 2-3 женами в связи с возникшими отношениями любви и уважения к женатым мужчинам. На втором месте стоит мотив в связи с неудачным первым браком, когда женщины согласны вступить в повторный брак на правах 2-3 жены. На третьем месте стоит мотив «влияние родителей». Материальные мотивы составляют (отсутствие жилья, желание улучшить материальное положение, желание улучшить жилищные условия) - 19,6 процента. Нежелание, чтобы дети от первого брака росли без отца, занимает 9,0 и уход мужа - 3,6 процента. Другие причины включают желание в связи с возрастом иметь семью и иметь детей.

Обратной стороной брачности является развод. Среди населения Таджикистана развод воспринимается как весьма нежелательное явление. В случае возникновения разводной ситуации в семье всем миром делалось все, чтобы предотвратить развод. За последние 10-15 лет вопрос развода среди большей части населения стал обычным явлением. Общество не так сильно осуждает факт развода семьи, что, по всей вероятности, связано с демократизационными процессами в обществе, с получением более широкого доступа населения к мировым информациям (телевидение, видео и т.д.), но, несмотря на это, семья как ячейка общества, твердо сохраняет основу общества.

В новых условиях (1991-2004 годы) динамика разводов населения представлена в таблице 21.

Таблица 21. Общие показатели разводимости населения Таджикистана за 1991-2004 годы

годы

Число зарегистрированных разводов, тысяч человек

На 1000 населения разводов

Число разводов на 100 браков

Из данных таблицы 21 видно, что число зарегистрированных разводов за 1991-2004 годы уменьшилось на 5,0 тысячи или в 3,3 раза, а, как показано выше, число вступивших в брак уменьшилось в пределах двух раз. С началом трансформационных процессов этот показатель быстро снижался и составил около 30 процентов от уровня 1991 года. За 1990-1995 годы на развод оказал влияние распад так называемых «интернациональных» семей из-за нежелания одного из брачных пар выехать на историческую родину жены (мужа).

В последующие годы снижение числа разводов объясняется следующими обстоятельствами:

Надо также отмерить неполноту учета числа разводов в тех случаях, когда разводятся семьи, сформированные не по юридической регистрации, а по религиозным обычаям.

По сравнению с другими странами, разводимость населения Таджикистан многократно ниже. Так, в 2001 году в России общий коэффициент разводимости населения составил 5,3 на 1000 населения, что в 13 раз выше, чем в Таджикистане .

В разводимости населения Таджикистана происходят такие качественно новые процессы, как рост расторгнутых браков по продолжительности брака. Так, в 1991 году продолжительность расторгнутых браков составляла 8,7 года и, постепенно увеличиваясь, в 2000 году достигла 10,1 лет.

Изменяется число детей в разведенных семьях. Так, в 1990 году доля разведенных семей по числу детей составила: без детей - 43,0 процента, с одним ребенком - 33,0 процента, с двумя детьми - 24,0 процента.

В 1999 году эти цифры соответственно составили 47,0 процентов, 23,0 процента и 30,0 процентов. Иначе говоря, доля разведенных семей, не имеющих детей и с двумя и более детьми увеличилась.

Одной из причин такой динамики разведенных семей с детьми являются экономические трудности. Известно, что в таджикских семьях, в основном главой семьи и ее кормильцем является муж. Зачастую глава семьи оказывается не в состоянии выполнять эту свою функцию, и нередко решение данной семейной проблемы завершается разводом независимо от числа детей в семье.

За последние 15 лет в жизни Таджикского народа произошли серьезные политические, экономические и социальные изменения. В связи с этим возникает вопрос: как все это повлияло на мотивационное поведение населения в области развода?

С этой целью было проведено социологическое исследование, результаты которого представлены в таблице 22.

Таблица 22. Мотивы развода семей в Республике Таджикистан (опрос 2005 года, в %)

Хатлонская область

Согдийская область

г. Душанбе

Итого

Неудовлетворенность материальным положением семьи

Неудовлетворенность жилищными условиями

Нежелание жить вместе с родителями и родственниками

Отсутствие детей

Отсутствие любви

Измена супругов

Появление нового чувства

Аморальное поведение супругов

Отсутствие гармонии в интимной жизни

Судимость супруга

Алкоголизм

Ревность

Болезнь супругов

Отсутствие взаимопомощи в хозяйстве

Отсутствие перспективы роста по службе супруга

Другие мотивы

Для упрощения анализа мотивы развода разделили на экономические, социальные и психологические. В первую группу входят такие мотивы, как неудовлетворенность материальным положением семьи, неудовлетворенность жилищными условиями, отсутствие кооперации труда в домашнем хозяйстве. На долю этих мотивов в целом приходится 12 процентов от всех мотивов.

В группу социальных мотивов входят: нежелание жить с родителями и родственниками, измена одного из супругов, аморальное поведение одного из супругов, судимость супруга, алкоголизм супруга. На долю этих мотивов приходится 27,8 процента. Остальные мотивы входят в группу психологических мотивов - 60,2 процента.

Казалось бы, в условиях тяжелых экономических условий на первом месте должны быть экономические мотивы развода, однако этого не наблюдается. Психологический мотив занимает ведущее место, затем социальный мотив и экономический мотив развода. Такое же соотношение мотивов развода было зафиксировано 22 года тому назад . Отсюда следует, что становление рыночных отношений пока серьезного влияния на структуру мотивов развода не оказало.

Статистические данные показывают, что доля мужчин, разводившихся в старших возрастах, имеет тенденцию роста. Это является весьма печальным фактом в жизни семьи. Для выявления мотивов развода мужчин старше 50 лет проведен анкетный опрос среди этой категории разведенных. Результаты представлены в таблице 23.

Таблица 23. Мотивы развода мужчин в возрасте 50 лет и старше в Республике Таджикистан (опрос 2005 года, в %)

Мотивы

Доля в %

Психологическая несовместимость

Несовместимость по возрасту

Половая несовместимость

Духовная несовместимость

Финансовая несовместимость

Появление нового чувства

Болезнь супруга

Отсутствие любви к супруге

Вступление в брак по желанию родителей

Хочу жить по своему желанию

Безразличие жены к мужу

Выезд мужу за пределы страны

Другие причины

Из данных таблицы 23 видно, что самый большой удельный вес приходится на долю других мотивов. Их содержание сводится к тому, что часть юношей в молодости женилась не по любви, а по желанию родителей. Со временем, с рождением нескольких детей, мужья не могли оставить их и ждали, когда дети вырастут, обустроятся, и потом осуществить развод.

Кроме этого, женщины к 45-50 годам «изнашиваются», тогда как мужчины выглядят молодо. Это наталкивает мужчин на поиски новой невесты, новых чувств, тем более, если они женились в свое время без любви.

Другая часть мужчин разводится с женой в связи с изменой жены, а также, если интернациональный брак, то по причине выезда в страну исторического происхождения одного из супругов.

С возрастом между мужем и женой может возникнуть психологическая, возрастная, сексуальная, духовная и т.д. несовместимость, особенно если между супругами имеется большое различие в уровне образованности или если небольшой разрыв в возрасте между ними.

Много мужчин, которые достигли 50 лет и старше, даже не разводясь с регистрированной женой, живут с другой, более молодой, юридически регистрированной женой. Все это говорит о том, что развод семей в старшем возрасте связано, прежде всего, не с экономическими, а с психологическими, биологическими, социальными и духовными мотивами.

Данный демографический феномен требует более углубленного исследования.

Народное хозяйство Таджикской ССР в 1989 году. - Душанбе, 1991. -с.19
Население России 2001 год. Девятый ежегодный демографический доклад. - М., 2002 - С. 30
Семья и дети в Республике Таджикистан. Статистический сборник. - Душанбе, 2002. - С.32
Исламов С. И. Демография Таджикистана- Душанбе, 1985. -С. 90-91.
Исламов С.И. Демография Таджикистана. - Душанбе, 1985 г. -С. 84.
Население России в 2001 году. Девятый ежегодный демографический доклад. - М., 2002. - С. 30.
Исламов С.И. Демография Таджикистана. - Душанбе, 1985 -С. 112.

РАЗВОД ПО СМС

Согласно некоторым толкованиям шариата, если мужчина трижды произнесет слово «талак», то это означает, что он развелся с женой и является свободным мужчиной. Именно таким способом мужчины Таджикистана, которые находятся на заработках в других странах, преимущественно в России, умудряются разводиться со своими женами. Некоторые сообщают о своем уходе из семьи, трижды написав короткое СМС-сообщение со словом «талак».

Розия – одна из таджикских женщин, получившая СМС-развод от своего мужа, находящегося на заработках в России. Она его больше не видела, не знает, что с ним и как добиться теперь от сбежавшего мужа алиментов, пишет Таджикская редакция РСЕ/РС .

Суд, куда она обратилась c иском, вот уже два год никак не может рассмотреть ее заявление. Согласно действующему в Таджикистане законодательству, без присутствия ответчика, то есть мужа, заявление истца не рассматривается.

Сама Розия работает в ресторане города Куляб, у нее несовершеннолетние дети, а от бывшего мужа никаких вестей. По словам Розии, «муж проживает где-то в России».

«Да мы махнули рукой на это дело. В Таджикистан он не приедет, чтобы суд мог определить сумму алиментов. Дети так и так вырастут, поскольку Аллах любыми путями каждому посылает его долю. С голода мои дети не помрут, но если бы еще отец помогал им, их детство было бы намного счастливее. Бог ему судья, я перестала бегать по судам», – говорит Розия.

ПОСОБИЕ ДО ПРИЕЗДА ПАПЫ

История Розии далеко не единственная в Таджикистане. За 11 месяцев 2010 года в общественную организацию «Шохрванд», по словам ее руководителя Додарбека Сайдалиева, обратились сотни женщин, желающих добиться выплаты алиментов от мужей, находящихся на заработках в России.

Большинство мигрантов не имеют четкого места работы. Как мы можем обязать их выплачивать алименты? Закон не позволяет в таком случае без присутствия ответчика принять какое-то решение.


«Женщины спрашивают нас, что нам делать? «Наши мужья в России, мы обращаемся в суд, а нам объясняют, что они ведь не убийцы, чтобы их насильно возвратить из России в Таджикистан», – говорит Додарбек Сайдалиев.

Гулчехра Муродова, сотрудник организации «Шохрванд», в свою очередь говорит, что многие брошенные таджикскими мужчинами семьи нуждаются в серьезной финансовой помощи, и призывает законодательные органы как-то решить эту проблему.

Между тем законом Таджикистана предусмотрено, что суд наделен правом обязать органы социальной опеки выплачивать детям, брошенным вторым родителем, денежное пособие. До того момента, пока родитель не вернется в родной дом. Однако, как сообщил радио Озоди заведующий канцелярским отделом таджикского города Куляб Фуркат Рахматуллоев, из-за «непрозрачной» деятельности трудовых мигрантов суд ни разу не воспользовался этим законом.

«Большинство мигрантов не имеют четкого места работы. Как мы можем обязать их выплачивать алименты? Закон не позволяет в таком случае без присутствия ответчика принять какое-то решение», – говорит Фуркат Рахматуллоев.

При этом он отмечает, что количество женщин, обращающихся к властям с жалобой на бросивших мужей, с каждым годом увеличивается.

«ТАЛАК - ХУДШИЙ ХАЛЯЛЬ»

В комитете по делам религии при правительстве Таджикистана по-своему реагируют на сложившуюся ситуацию с телефонными разводами. Его председатель Абдурахим Холиков назвал подобное расторжение брака противоречащим не только светским законам, но и законам шариата. Этот вопрос уже поднят на Совете улемов Таджикистана, и, по его словам, должно быть принято соответствующее решение по нему.

Развод (талак) является самым худшим халялем, считает ректор Исламского института Таджикистана Умарали Назаров.

«Я считаю, что женщина-мать – это святое и она заслуживает уважения. Семьи не должны распадаться, однако если возникла необходимость в разводе, то наши мужчины должны отнестись с уважением к женщине и должным образом сообщить о своем решении в присутствии своей жены», – говорит Умарали Назаров агентству «Татар-информ».

БРАКИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В РОССИИ

Согласно официальным данным, из Таджикистана выехало на заработки в 2010 году 800 тысяч мужчин. В отчете Международной организации по миграции (МОМ) говорится, что одна треть мужчин, работающих за границей, не возвращается на родину, в Таджикистан, сообщает информационное агентство «Фергана» .

В некоторых случаях таджики женятся, чтобы получить жилье, упростить процедуру получения российского гражданства или чтобы уберечься от милицейских проверок.


Руководитель организации «Перспектива Плюс» Ойнихол Бобоназарова сообщила агентству «Фергана», что, согласно некоторым оценкам, в России ежегодно заключают браки 12 тысяч таджикских мужчин.

«В некоторых случаях таджики женятся, чтобы получить жилье, упростить процедуру получения российского гражданства или чтобы уберечься от милицейских проверок», – говорит Ойнихол Бобоназарова.

Что касается российских ЗАГСов, требующих справки о том, не состоит ли мужчина в браке с другой женщиной, то в условиях коррумпированной системы Таджикистана такую справку нетрудно достать, говорит Ойнихол Бобоназарова. Некоторые русские девушки, утверждает она, зная об обычаях в этой южной стране, требуют от своих избранников отправить прежним женам СМС-сообщение с трижды повторенным словом «талак».

Эксперт Центра стратегических исследований в Душанбе Фируз Саидов говорит, что порядка 70 процентов таджикских мигрантов все же возвращаются к своим семьям.

Все большее число таджикских замужних женщин лишаются свои имущественных прав, особенно если их брак не был официально зарегистрирован.

Корреспонденты IWPR провели опрос среди таджикских замужних женщин, чей брак был зарегистрирован официально и чей брак был заключен только согласно религиозным канонам, и обнаружили особый тип дискриминации, возникающий у разводящихся пар при разделении совместно нажитого имущества.

Согласно светскому законодательству Таджикистана, женщины обладают равными с мужчинами имущественными правами и в случае развода имеют право на половину от совместного имущества.

Однако эти права часто нарушаются родственниками мужей этих женщин, многие из которых не имеют достаточного образования и поэтому не осведомлены о своем юридическом статусе или не имеют достаточных средств, чтобы нанять себе адвоката.

После развода или смерти мужа женщины обычно лишаются своего имущества и крыши над головой. Согласно традиции, молодая жена должна жить со своим мужем или его родственниками.

В таких случаях женщины имеют право подать заявление в суд, но даже, несмотря на это, многие этим правом попросту не пользуются.

Положение большинства таджикских женщин в юридическом аспекте очень сложное. Особенно тяжела данная ситуация для женщин, проживающих в сельской местности, которые обычно выходят замуж без официальной регистрации брака, ограничившись мусульманской свадебной церемонией под названием «никох».

Согласно официальной статистике, несмотря на растущее количество свадеб, число официально зарегистрированных браков в Таджикистане упало на 60 процентов по сравнению с 1991 годом.

При отсутствии официальной регистрации брака по закону такой брак является недействительным, как и любые имущественные претензии, возникающие в его рамках. Поскольку с точки зрения закона такой брак никогда не существовал, его расторжение является очень простым делом. Согласно исламскому закону, мужчина может просто три раза произнести арабское слово «талак», что означает «ты разведена». В Таджикистане часто вместо повторения этого слова три раза ограничиваются фразой «се талак» - «три талака».

По словам юриста Елены Камаловой, неофициальные браки создают множество проблем как для самих женщин, так и для их детей.

«На практике это означает, что жена не может прописаться по месту жительства мужа, не может иметь общее, совместно нажитое имущество, то есть фактически может, но по закону такое имущество не будет считаться таковым», - говорит она.

Дети, родившиеся в таком браке, без согласия отца не могут быть зарегистрированы на его имя и в случае развода не имеют какого-либо юридического статуса. Женщины же в этой ситуации не имеют права требовать алименты.

«Эти легкомысленные браки, к сожалению, имеют плачевные последствия, - говорит эксперт по защите гендерных прав, - когда женщины и ее дети часто оказываются у разбитого корыта».

Тенденция заключения религиозных браков без официальной регистрации появилась после развала Советского Союза, когда таджикское общество вернулось к традиционной практике, наряду со снижением влияния государственных институтов и общественных услуг, которые они оказывали.

Все большее число женщин, живущих за чертой бедности, имеют ограниченный доступ к образованию и испытывают трудности при поиске работы.

Женщины оказываются в трудной ситуации - между давлением общества, согласно которому они должны содержать дом и смотреть за детьми, с одной стороны, и необходимостью заработка денег, как ее вклада в общий доход семьи, с другой. Невесткам, в особенности молодым, приходится быть служанкой в доме своего мужа и выполнять всю черную работу. В то время как свекровь контролирует всю их жизнь.

«Не секрет, что сейчас условия поменялись, и практически каждая женщина вовлечена в общественный труд вне дома», - сказала IWPR эксперт по защите гендерных прав, пожелавшая остаться неизвестной.

«Дома же она занимается хозяйством, заботится о больных, пожилых членах семьи, воспитывает детей. Но много ли мы знаем женщин, имеющих собственные дома, дачные, земельные участки, машины? В основном все это имущество оформлено на имя мужа», - говорит эксперт.

В таджикском обществе, где большинство населения исповедует ислам, происходит постепенный возврат к полигамии. Частично это вызвано социальными потрясениями, являющимися последствиями гражданской войной, и экономическим спадом в годы независимости, который не оставил женщинам практически никакого выбора.

В связи с тем, что официально полигамия находится вне закона, вторые и третьи жены неминуемо становятся «неофициальными».

Теоретически, духовные лица, совершающие обряд «никох», должны потребовать от мужчины, чтобы тот предъявил выданное в ЗАГСе свидетельство о браке. Однако многие не соблюдают это правило, так как, по их мнению, божественное благословление имеет для многих людей гораздо большее значение, чем официальная регистрация.

«Любой мусульманин, желающий жениться, может поехать в любой регион, кишлак, заплатить мулле и совершить обряд “никох”, – говорит политолог Рахмон Ульмасов. - Мулла никогда не спросит, женат ли он, имеет ли детей, сможет ли он обеспечивать первую и вторую семью материально».

Эксперт по защите гендерных прав полагает, что часто мулла проводит свадебную церемонию, не задавая лишних вопросов, так как плата за обряд является для него важным источником дохода.

Лола Джалилова, соцработник по защите прав женщин НПО «Дилафруз» из города Курган-Тюбе на юге Таджикистана, говорит, что ей часто приходилось быть свидетелем страданий молодых женщин.

Одной из таких женщин была Садбарг, обратившаяся в группу за помощью после того, как муж выгнал ее из дома после пяти лет официального брака.

Их совместная жизнь начала рушиться с приездом в дом сестры ее мужа Исмата. Семья Исмата, и в особенности свекровь, начала обвинять Садбарг в измене, что является позором в селах Таджикистана.

«Свекровь и ее дочь соревновались, изощряясь в клевете... Один свекор был на моей стороне, украдкой успокаивал меня», - вспоминает Садбарг.

Родственники вынудили Исмата запереть жену дома, предупредив ее: «Только попробуй выйти из комнаты в течение 6 месяцев, тебе «се талок».

Женщина продолжает: «Я покорилась ради детей, ради того, чтобы сберечь брак, я 6 месяцев не выходила из комнаты. Там я готовила пищу, стирала одежду, но ни разу не выходила, не видела ни солнца, ни звезд, ни воздуха, ни родных, ни соседей, ни музыки, ни доброго слова…. Этим я стремилась доказать: я чиста».

Однако это заточение не принесло покой в ее семью - родственники мужа продолжали настаивать на том, чтобы Исмат выгнал Садбарг из дома. «В конце концов, муж не выдержал напора и сдался: “Убирайся прочь из моего дома”. И выгнал меня с ребенком на руках, - говорит женщина. - Теперь я живу у родителей, но не намерена больше молчать. Я не рабыня! И в суде буду отстаивать свое право быть чистой перед людьми».

НПО «Дилафруз» оказала поддержку Садбарг в суде, где она отстояла свое честное имя. Суд также вынес постановление о вселении ее в дом мужа.

Однако Садбарг не смогла сделать этого, так как в зале суда ее муж Исмат сказал ей «се талок», таким образом, де-факто разведясь со своей женой.

ПРИТЕСНЕНИЯ СО СТОРОНЫ РОДСТВЕННИКОВ

Сабохат, женщина из села в окрестностях Душанбе, была замужем официально, однако, это не остановило родственников ее мужа от вмешательства в ее семью. 15-летний брак Сабохат был разрушен с приездом сестры ее мужа.

Когда жизнь под одной крышей стала невозможна, муж Сабохат, Нурулло, под давлением родственников подал на развод.

Сабохат не смогла вернуться домой к своим родителям, где жили ее братья, уже обзаведшиеся своими семьями. Она нашла временное прибежище в детском саду. Ее муж никак не поддерживал ее финансово. Прошлым летом женщина подала в суд, который вынес решение в ее пользу.

Как и в ситуации с Садбарг, муж Сабохат объявил ей развод, сказав слово «талак». Но даже в этом случае судьи обязали его предоставить бывшей жене место для проживания в его доме плюс алименты. Однако Сабохат не захотела возвращаться в дом своего мужа.

В похожую ситуацию попала Мутабар, мать троих детей, прожившая в браке со своим мужем 18 лет. Тем не менее, ее муж развелся с ней без ее согласия.

Муж Мутабар, военнослужащий Минобороны уехал из их дома в Вахдатском районе на востоке от Душанбе в долгосрочную командировку. После этих трех месяцев он позвонил своей жене и сказал, что он с ней разводится.
Каким-то образом он сумел убедить сотрудников ЗАГСа юридически оформить свой развод. Это может быть сделано только при помощи связей и взятки, так как в соответствии с таджикским законодательством для развода необходимо присутствие и согласие обеих сторон.

Но затем муж Мутабар заявил ей, что он не разводится с ней, как это принято с точки зрения общества – сказав слово «талак».

«Я не выгоняю тебя, у нас трое детей, - по словам Мутабар, заявил он. - Но я собираюсь привести в дом вторую жену. У нас достаточно места для всех».

Мутабар обратилась в суд, чтобы опротестовать развод. Но к ее удивлению, судья вынес решение о том, что свидетельство о разводе, предоставленное Исматом, было действительным. Тогда Мутабар подала в суд на раздел их совместного имущества, которое включало их трехэтажный дом. Муж Мутабар смог затянуть процесс на целый год, и когда Мутабар подала в суд высшей инстанции, рассмотрение дела пришлось начинать с самого начала.

Фируза, давшая интервью IWPR, последние десять лет борется за дом, построенный ее мужем в Кулябе, на юге Таджикистана, перед его смертью. Когда муж Фирузы заболел в первый раз, семья переехала в столицу, где муж должен было получать лечение. Через некоторое время брат мужа переехал со своей семьей в их дом в Кулябе и отказался освободить его, когда Фируза стала вдовой.

Сейчас, живя в доме своего отца, Фирузе приходится добиваться справедливости. Верховный суд Таджикистана вынес решение в ее пользу, однако родственники мужа проигнорировали его.

Как и многие, Фируза полагает, что ее права были проигнорированы из-за того, что она женщина, и у нее нет связей.

«Я бы могла быстро выиграть это дело, если бы мой отец или брат был бы прокурором или судьей», - говорит Фируза.

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ УСУГУБИЛА ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН

Другим фактором, затрагивающим права женщин, является долговременное отсутствие их мужей дома. Сотни тысяч таджикских граждан находятся в России и Казахстане на заработках, откуда отправляют средства домой для оказания финансовой поддержки своим семьям.

Некоторые уезжают только в теплый сезон, когда идет найм временных рабочих. Другие же живут за рубежом гораздо дольше или вовсе там и остаются.

Такое долговременное отсутствие ведет к разводам и ухудшению отношений между женой и родственниками со стороны мужа.

Муж Мухайё уехал в Россию через месяц после их свадьбы в селе в Файзабадском районе. После отъезда мужа Мухайё постоянно сталкивается с нападками своей свекрови за то, что, по словам свекрови, она принесла недостаточное приданое.

Мухайё говорит, что свекровь плохо относится к ней, по телефону лжет ее мужу, не хотела говорить ему, что Мухайё родила ему ребенка, и забирает себе большую часть денег, которые он присылает домой из России.

Группа по защите прав женщин ИНИС помогла Мухайё подать в суд и получить деньги, нужные ей для обеспечения самой себя и ребенка, который является законнорожденным, так как брак был официально зарегистрированным. Свекровь же говорила, что она абсолютно ничего не знает о деньгах и даже о местонахождении своего сына.

Судья вынес решение в пользу Мухайё и потребовал, чтобы свекровь вернула ей принадлежащее ей имущество, и обязал выплачивать средства на содержание ребенка. Сейчас Мухайё получает деньги на ребенка и ждет возвращения мужа.

Райхона Хакбердыева, возглавляющая группу «Дилафруз» в Курган Тюбе, говорит, что общество еще не до конца осознало социальные последствия массовой миграции и долговременных разлук.

Одним из признаков изменений, по ее мнению, является то, что среди тех мужчин, брак которых был проведен по религиозным канонам «никох», все больше распространенной становится тенденция развода, когда они находятся за тысячи километров от своих жен.

«В женский кризисный центр при нашей организации обращаются женщины, которым мужья дали развод по телефону. Это новое явление в Таджикистане. Получается, что новые технологии принесли вред нашим женщинам», - говорит Хакбердыева.

В такой ситуации оказалась Зебо, 25-летняя мать двоих детей из Бохтарского района на юге Таджикистана, чей муж нашел новую жену в России.

После того, как он позвонил и сказал ей «талак», Зебо осталась без средств к существованию, а его семья лишила ее и ее детей крыши над головой.

Сейчас Зебо зависит от своей 62-летней матери Бибифотимы, получающей пенсию в размере 30 долларов в месяц, и старшего брата, у которого четверо детей и который сам так же находится на заработках за пределами Таджикистана.

НПО «Дилафруз» помогает Зебо отсудить у мужа алименты в размере 25% от его дохода. С точки зрения закона, у ее дела мало шансов для выигрыша, так как брак Зебо официально не зарегистрирован. Тем не менее, сотрудники НПО настроены оптимистично, так как несколько подобных дел завершились удачно.

Некоторые представители духовенства говорят, что религиозные правила, определяющие вопросы брака и развода, были искажены традициями и практикой.

Домулло Муродджон Собит-зода, главный мулло Кургантюбинской соборной мечети, говорит, что ислам безоговорочно признает право женщины на имущество при разводе.

«Оставлять женщину с пустыми руками противоречит исламу и канонам шариата. Это происходит от незнания исламского права», - говорит домулло.

Другой представитель духовенства - домулло Саидбек, имам мечети Кази Абдурашид в Душанбе и известный богослов Государственного исламского университета имени Термизи, обеспокоен растущим количеством разводов и несправедливостью по отношению к женщинам.

«Они настолько амбициозны, что доходят до абсурда. Звонят, отправляют SMS жене, заявляя “талак” через свекровь или своих родственников, или ей самой, - говорит домулло Саидбек. - Это противоречит мусульманскому праву о браке и уважении к жене, как к личности, как к матери своих детей, которая и без того унижена и экономически зависима в доме супруга. Шариат не признает подобные разводы».

Саидбек говорит, что в соответствии с учениями Корана, «не имеет значения, что дом принадлежит бывшему супругу, его бывшая супруга и дети имеют полное право на проживание в этом доме».

Что касается развода, то здесь, по словам домулло Саидбека, «нажитое совместное имущество, с условием, если в этом принимала участие бывшая супруга, должно быть разделено по справедливости. А имущество жены, которая принесла в дом мужа, остается ее собственностью».

ОБРАЗОВАНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА ПЕРЕМЕН

Опрошенные IWPR эксперты по защите прав женщин сходятся во мнении, что основными проблемами являются низкий уровень образования и недостаточная осведомленность женщин о своих правах.

Сегодня многие семьи, проживающие в сельской местности, думают, что их дочерям образование ни к чему. Именно поэтому в условиях, когда в таджикских семьях встает вопрос, на кого в первую очередь потратить деньги за обучение, выбор всегда падает на мальчика.

«Родители, не задумываясь о последствиях, отдают своих дочерей замуж, не заботясь об их образовании, отсюда и начинаются их проблемы», - говорит Хакбердыева.

Главное, чему девочки должны обучиться, – это ведению домашнего хозяйства и как ухаживать за мужем и детьми. IWPR уже писал об этом в материале «Таджикистан: таджикские девушки бросают школу» (RCA № 481, 2 февраля 2007)

Сейчас власти так же пытаются разрешить эту проблему. Весной нынешнего года был прецедент, когда одного из отцов в Хатлонской области привлекли к судебной ответственности за то, что он не разрешал девочкам посещать школу. Учителя в школах говорят, что после широкого освещения этого дела посещаемость девочек улучшилась.

Эксперт по защите гендерных прав в интервью IWPR отметила, что нужен комплекс действенных мер и объединение усилий гражданского общества и органов государственной власти.

«Местные органы власти обязаны контролировать и регистрировать браки, выдавая свидетельство о браке, и потом только обряд “никох”, - говорит эксперт. - Это их прямая компетенция».

Местная группа «Центр гендерного образования» предоставляет информацию и консультационную поддержку женщинам по защите их прав в суде. Данная организация также бесплатно предоставляет защиту интересов женщин в суде. Помимо этого, группа провела по всей стране практические тренинги с целью повышения компетенции центров защиты прав женщин и правозащитных групп по вопросам законодательства.

Проект реализуется при финансовой поддержке Посольства США в партнерстве с Коалицией НПО Таджикистана «От равенства юридического к равенству фактическому» для совместного выполнения рекомендаций Комитета ООН по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин.

Мукаммал Одинаева, независимый журналист, и Лола Олимова, редактор IWPR в Таджикистане

ДУШАНБЕ, 12 окт - Sputnik. Более 12% или 9 тысяч браков в Таджикистане заканчиваются разводом - такова официальная статистика.

После распада брака в минусе чаще всего остается именно бывшая жена, ведь общество отныне считает таких женщин "второсортными".

На этот счет есть даже популярная пословица: "Курбокка шуй дорад, ба худ обруй дорад" (Даже лягушка замужем пользуется уважением).

"Даже Бог не захотел меня забрать"

Шабнам отдали замуж родители, когда ей было 18 лет. В браке она прожила 5 лет, стойко выдерживая издевательства со стороны свекрови и избиения до полусмерти мужем.

"Я была студенткой, училась в факультете МО в университете. Не всегда успевала убрать большой дом, приготовить еду на семью из 12 человек. Свекровь каждый день меня "пилила" из-за этого и устраивала большие скандалы. Муж периодически избивал - сломал мне руку, нос, ребро. Я молчала, потому как меня учили не выносить сор из избы", - вспоминает женщина.

Она надеялась, что жизнь наладится, но все вышло иначе. В отчий дом она вернулась с 3 летней дочерью на руках и будучи беременной сыном.

"Меня беременную вторым ребенком выгнали в час ночи из дома, просто выставили за дверь. Мобильника у меня не было, и я постучалась к соседке, чтобы позвонить от нее отцу. Он приехал и забрал меня", - опускает она голову.

Вскоре Шабнам родила сына. Атмосфера в родительском доме тоже была непростой - живут небогато, семья большая, к тому же, помимо нее, есть еще брат с женой и тремя детьми.

"С тех пор как я осталась одна, отец со мной толком не общается. Говорит, что долг невесты - служить семье, а раз меня выгнали, значит, служанка из меня так себе", - объясняет разведенная женщина.

Так, в 23 совсем молодая девушка оказалась никому не нужна. Доведенная до отчаяния, она перестала даже хотеть жить.

"Когда сыну было 3 месяца, я чуть не сотворила глупость. Я настолько от всего устала, что мне захотелось уйти. Спустилась в аптеку, купила 3 пачки димедрола. Выпила все и легла спать в надежде, что утром не проснусь. Чувствовала, как немеет язык, все плывет. А утром проснулась, будто меня снова побили", - говорит она.

По ее словам, в тот момент к ней пришло осознание того, какой грех она могла совершить.

"Ведь мои детки, кроме меня, никому не нужны", - объясняет Шабнам.

Девушка собралась с силами и пошла на краткосрочные курсы шитья. Сейчас принимает заказы на пошив национальных таджикских платьев, неплохо зарабатывает и копит деньги на собственное жилье.

Шабнам перестала ходить в гости к родственникам и соседям, поскольку ее смущают нескончаемые вопросы о причине ее развода с мужем.

"Муж оставил замерзать в лесу босой"

Мадина вышла замуж по любви, первое время она была очень счастлива в браке. У супругов родились двое детей. Пара снимала квартиру в Душанбе. Она, получив высшее образование, осталась работать в университете. Он занимался бизнесом.

"Постепенно муж стал меняться, выходить из себя, поднимать на меня руку при детях. Позже я узнала, что он стал проигрывать заработанные деньги в букмекерских конторах. Он уговорил меня взять кредит в банке на 3 тысячи долларов и стать поручителем. Мы решили, что он уедет в Москву и будет отправлять деньги на погашение долга", - рассказывает она.

Первые три месяца Мадина в срок получала от мужа денежные переводы. После он перестал выходить на связь. От общих друзей девушка узнала, что в Москве ее муж женился еще раз. Записав адреса его места работы и квартиры, она отправилась на его поиски.

"Тогда я уже твердо решила, что разведусь с ним, но вначале надо было погасить кредит, одна бы я не справилась. Детей оставила маме и поехала. Было очень страшно, боялась потеряться в большом городе. Когда пришла к нему на работу, он онемел, увидев меня. Высказала ему все, что думаю о нем, и заявила, что не вернусь, пока он не отдаст долги", - вспоминает Мадина.

В Москве она застряла почти на год, каждый месяц со скандалом выбивала у мужа деньги. Сама тоже работала, зарплату до последней копейки высылала маме в Таджикистан. По возвращению хотела купить квартиру.

"Все это время он меня избивал, но я терпела, так как другого выхода не было. Однажды он отвез меня в лес, побил так, что на мне живого места не осталось. Снял верхнюю одежду, обувь, носки и оставил умирать в снегу. Добралась до дома на попутках. Попала в больницу с воспалением легких. Врач уговаривал меня написать заявление в милицию, но я отказалась", - грустно улыбается она.

Вернувшись в Душанбе, девушка подала на развод, сменила номера, вложилась в новостройку. С тех пор прошло два года. Мадина переехала в новый дом, а бывший муж так и не появился. Сейчас она вспоминает о нем с содроганием, а о повторном замужестве даже и не думает.

"На мнение людей мне уже наплевать. Знаю, что в Таджикистане разведенку сравнивают с девушкой легкого поведения, даже если ты святая. Каждый лысый, хромой и косой считает долгом предложить быть второй женой. Я их отсылаю далеко за магнитиками. Главное, меня поддерживают мои родные, они знают через что я прошла", - говорит Мадина.

"Меня морили голодом и не пускали на улицу"

Маниже пару подобрали родители. Жених был красивый, этого ей в 19 лет было вполне достаточно.

"Свели нас с мужем родители - видный жених, обеспеченная семья. Свадьбу сыграли быстро, гуляли несколько дней. Подружки мне завидовали, родственники поздравляли. Вот только после торжества мужа как будто подменили", - вздыхает она.

Как и полагается в таджикской семье, на молодую жену повесили все домашние обязанности. Невестка исправно убиралась в доме, готовила еду и молча терпела нападки со стороны сестер и матери мужа. Однако любви взамен не получала.

"Когда он уходил на работу, для меня начинался ад. Меня толкали, чтобы я побольнее ударилась об угол шкафа, обзывали самыми обидными словами. Не давали ни минуты присесть, даже когда я была на последнем месяце беременности. А потом вечером возвращался муж и избивал меня, обвиняя в якобы изменах и неуважительном отношении. Я молча все переносила, не хотела, чтобы кто-то узнал", - вздыхает она.

Так продолжалось из года в год. Не помогло ни рождение сына, ни полное прекращение общения с подругами и семьей.

"Стало доходить до того, что меня морили голодом, не пускали на улицу даже в магазин или на рынок. Каждый день был хуже другого. Когда поняла, что либо убью себя, либо его, я взяла детей, украла ключи и сбежала с рассветом из дома. В сумке у меня был только паспорт и немного денег", - рассказывает Манижа.

Подала на развод сама. Несмотря на всю тяжесть положения, родители дочь домой не пустили - навела позор на всю семью. Пришлось снимать квартиру. Спешно устраиваться на работу кем угодно, хоть полы мыть, лишь бы прокормить двоих детей и не остаться на улице.

"Таких женщин, как я, обычно родители обратно домой не пускают. Они боятся сплетен соседей, родственников и знакомых. Они предпочитают, чтобы я скиталась по съемным квартирам с детьми, лишь бы скрыть от других, что я разведена", - объясняет она.

Прошло 5 лет. Манижа смогла оправиться от пережитого, но все еще боится встретить на улице бывшего мужа или его родственников, мечтает переехать в другой город, а о личной жизни даже не думает.

"Разведена с двумя детьми - это как приговор или клеймо. О себе, мечтах, желаниях, нормальной жизни можно забыть. Я бы с удовольствием уехала в Москву, начала бы с чистого листа, но боюсь, что без образования не найду работу", - говорит она.

Разводы в Таджикистане

Более 12% браков в Таджикистане заканчиваются разводом - такова официальная статистика. В 2017-м на 72,4 тысячи браков пришлось 8,8 тысячи разводов. В 2016-м цифры примерно те же: по официальной статистике на 78,6 тысячи браков - 10 тысяч разводов.

Напомним, Комитет по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана опубликовал на сайте данные МВД, согласно которым в 2017-м в Таджикистане было официально зафиксировано 1 489 случаев домашнего насилия. Данные говорят о снижении тенденции, так как годом ранее было обнаружено на 1 134 случая больше.

Следует отметить, что в 2017-м 497 женщин в Таджикистане совершили самоубийство. Главными причинами женского суицида являются психологическое состояние и проблемы в семье, подчеркнула Идигул Косимзода, председатель Комитета по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана.

3 ..

ГЛАВА 4.

ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА В ЗАКОНЕ ТАДЖИКИСТАНА

Статья 16. Основание прекращения брака

1. Брак прекращается вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим.

2. Брак может быть прекращен путем его расторжения (развода) по заявлению одного или обоих супругов, опекуна супруга, признанного судом недееспособным, а также прокурора.

Статья 17. Ограничения права на предъявление мужем требования о

расторжении брака

Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело в суде о расторжении брака во время беременности жены и в течение полутора лет после рождения ребенка.

Статья 18. Порядок расторжения брака

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния в порядке, определенном Законом Республики Таджикистан "О государственной регистрации актов гражданского состояния". а в случаях, предусмотренных статьями 21-24 настоящего Кодекса, в судебном порядке(в редакции Закона РТ от 29.04.2006г.№183).

Статья 19. исключена (в редакции Закона РТ от 29.04.2006г.№183)

Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака, в органах записи актов гражданского состояния

Споры о разделе общего имущества супругов, выплата средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, и в случаях, предусмотренных Законом Республики Таджикистан "О государственной регистрации актов гражданского состояния" рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния(в редакции Закона РТ от 29.04.2006г.№183).

Статья 21. Расторжение брака в суде

1. Брак расторгается в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Таджикистан "О государственной регистрации актов гражданского состояния", или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака(в редакции Закона РТ от29.04.2006г.№183).

2. Брак расторгается в судебном порядке также в случаях, когда один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление или не желает явиться для регистрации развода и другое).

Статья 22. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака

1. При рассмотрении дел о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд принимает меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев.

2. Брак расторгается если судом, будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными, а меры по примирению супругов оказались безрезультатными.

3. Если судом будет отказано в иске о разводе, супругам предоставляется право вновь обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении брака после истечения трех месяцев со дня отказа в иске.

Статья 23. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака

1. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, а также супругов, указанных в части второй статьи 21 настоящего Кодекса, суд вправе расторгнуть брак.

2. Расторжение брака производится в течение месячного срока с момента подачи супругами заявления о расторжении брака.

Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака

1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на утверждение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты и размере средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств, либо о разделе общего имущества супругов.

2. В случае отсутствия соглашения между супругами по вопросам, указанным в части 1 настоящей статьи, а также если будет установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:

Определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

Определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на содержание детей;

По требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

По требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

3. В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство.

Статья 25. Момент прекращения брака при разводе

1. Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается с момента государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде со дня вступления решения суда в законную силу(в редакции Закона РТ от 29.04.2006г.№183)

2. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния в течение одного года после вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Развод имеет правовое значение для третьих лиц с момента его регистрации(в редакции Закона РТ от 29.04.2006г.№183).

© poopsie-toy.ru, 2024
Женский взгляд